Какие ужасные испытания ждут Казахстан - СМИ - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Какие ужасные испытания ждут Казахстан - СМИ

Какие ужасные испытания ждут Казахстан - СМИ

Медиа-портал Caravan.kz собрал сценарии испытаний, которые пророчат Казахстану.

  • 29 Сентября 2016
  • 93885
Фото - Caravan.kz

СМИ все чаще стали писать, что обстановка в Казахстане по каким-то неизвестным причинам продолжает накаляться, даже несмотря на то, что впечатление Казахстан пока еще производит миролюбивого государства. Также стала появляться информация о том, что на Казахстан периодически кто-то кладет глаз и намеревается захватить государственную территорию. Были и предположения, что Казахстан вводят в состояние гражданской войны. Мнения экспертов на этот счет расходятся, но большинство все чаще констатирует, что страна сейчас подвержена влиянию религиозных экстремистов. И примером этому могут служить вспышки террористических атак в Актобе и Алматы. Отметим, что даже в преддверии 2016 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в ходе интервью напомнил казахстанцам о важности единства народа, в целях недопущения захвата земель.

— Нас не 80 миллионов, как турков, не 140 миллионов, как русских, и не миллиард. Если еле-еле достигшие 11-12 миллионной отметки казахи будут делиться на роды, то мы будем разбиты в пух и прах. Многие историки знают, как казахов разделили, чтобы взять верх над ними. Если мы так будем делить, то будем разбиты, как это происходит в Ливии. Поэтому, чтобы сохранить все, что у нас есть, наше достояние, нам нужно быть вместе, — сказал Назарбаев.

Редакция медиа-портала Caravan.kz собрала ТОП-5 стран, информация о которых не раз появлялась в СМИ о намерении присвоить себе территорию Казахстана.

1. КИТАЙ

В 2009 году спецкор «Комсомольской правды» Дарья Асламова, посетив Казахстан – «самую стабильную республику бывшего СССР», пришла к выводу, что Китай начнет поглощать бывший СССР с Казахстана. Как отмечала корреспондент, в отношении Китая в Казахстане существуют две позиции. Одна — официальная, другая — бытовая версия происходящего. Официальную версию прекрасно озвучил председатель cената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев:

— Мы не можем игнорировать Китай, у нас граница с ним — 1700 километров. Китайская экономика — самая динамичная в мире и скоро станет второй. Как выразился наш президент, не надо заниматься фантомными страхами и распространять слухи о китайской угрозе, — отметил сенатор.

Любой казахский чиновник при включенном диктофоне скажет вам модную фразу: «Китайская опасность — алармистский миф». Точка. А вот при выключенном… Тут вы услышите вторую, бытовую версию происходящего, основанную на глубинных исторических страхах, на том народном инстинкте.

Точнее всех этот страх определил мне один светский человек по имени Мухтар, владелец модного в Алма-Ате клуба «Сохо».

— Казахи Китай ненавидят генетически. Будь наша воля, мы бы давно выстроили Великую Казахскую стену, чтобы отгородиться от нашего соседа, да силенок не хватает. Поведение Казахстана сейчас — это поведение ягненка, окруженного волками. Мы безропотно сдаем им наши нефть и газ, пытаясь откупиться. Пусть высосут все наши ресурсы, лишь бы оставили нам любимую землю, где зимой минус сорок, а летом плюс сорок. Мы кизяками будем топить печки, как топили наши предки, но выживем, — отметил Мухтар.

— В 2008 году, когда мир накрыло общей волной глобального финансового кризиса, Казахстан захлебнулся и стал тонуть. Все крупные энергетические проекты требовали немедленных вложений, «живых» денег, а их ни у кого не было, в том числе и у России. Только одна страна в мире купалась в золоте и готова была скупить весь старый и новый мир по дешевке — Китай. Тот самый Китай, флирт с которым Казахстан начал еще в 2002 году, когда между двумя странами был подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Тот самый Китай, который десятилетиями наблюдал холодными, завистливыми глазами за огромными, пустующими землями соседнего Казахстана — страны, чрезмерно богатой ресурсами, открывающей прямой доступ к Каспийскому морю и полному контролю над всей Центральной Азией. Тот самый Китай, который в XVIII веке уже ставил под вопрос само выживание казахской нации. Уже по итогам 2008 года стало ясно, что Китай контролирует 21 процент общей нефтедобычи в Казахстане (в 2,5 раза больше, чем стратегический партнер Россия), писала тогда журналистка.

В материале также приводились изречения эксперта по безопасности и казахстанского общественного деятеля.

— Вопрос для нас не в том, придут ли в Казахстан китайцы, — говорит эксперт по безопасности Фонда народной дипломатии Александр Пеньков. — Вопрос лишь в сроках: КОГДА они придут, и этот день уже недалек. Я не говорю об экономической экспансии, я говорю о прямой военной угрозе». — «Несколько лет назад ходили слухи, что Китай и Россия могут заключить сделку и разделить Казахстан. Допускаете ли вы эту возможность?» — «Возможно все. Но что выиграют русские, допустив Китай при таком дележе к Каспию и ресурсам? Китай станет могущественнее, а его граница лишь приблизится к России. От соседа ведь не уйдешь.

— Большое заблуждение думать, что и Казахстан, и Россия могут откупиться от Китая ресурсами, — отмечал китаевед Мурат Ауэзов. — Не верьте прикормленным китайцами востоковедам, которые утверждают: Китаю не нужны новые территории, у него, мол, своей земли полно. Да, у Китая большая территория, но малопригодная для жизни. В основном это громадные бесплодные горы. Китайцы живут лишь в долинах рек. Это не то жизненное пространство, которое требуется громадному количеству населения. Куда же идти? С одной стороны у них Тихий океан, далее — Юго-Восточная Азия, а там перенаселенные страны, своего народу полно. На юго-западе — Тибет, и вот что удивительно: каждые три года китайцы вынуждены менять там воинский и чиновничий контингенты. Китайцы не могут привыкнуть к высокогорью и буквально сходят там с ума. Они давно бы полностью заняли Тибет, если бы смогли адаптироваться. Значит, и юго-запад отпадает. На севере — Россия, какая ни на есть слабая страна, но все же ядерная держава. Они туда потихоньку проникают, в Биробиджане вон даже завод построили по изготовлению палочек, потому что уже есть на них спрос. Но там тайга, а главное, до ресурсов Западной Сибири еще идти и идти. Остается Казахстан — громадные безлюдные степи с их изобилием нефти, газа и урана, выход к Каспию и к богатому газом Туркменистану, возможность прямого соединения с Ираном. Захватив практически безоружный Казахстан, китайцы получают все! Нет сомнений, что это будет их первый удар. Сегодняшний СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район — прим. ред.) — это плацдарм для дальнейшего броска в нашем направлении. Предлог найти легко, допустим, устроить провокацию на трубопроводах и ввести армию, чтобы защитить свой жизненный интерес.

2. СИНЬЦЗЯН-УЙГУРСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН

В ноябре 2015 года в СМИ появилась информация о том, что сепаратизм (политика отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного – прим. ред.) государства в Синьцзяне — угроза для Казахстана. Как сепаратизм угрожает Казахстану, тогда размышлял известный казахстанский синолог Константин Сыроежкин в своей книге «Синьцзян: большой вопрос для Китая и Казахстана». Эксперт был уверен, что из всех видов сепаратизма, имеющих прямое отношение к Казахстану и республикам Центральной Азии, следует выделить так называемый «синьцзянский» вариант, так как это связано с географической, этнической, конфессиональной близостью провинции Синьцзян и нашего региона.

— Хотя в последние 30 лет СУАР КНР динамично развивается, — пишет казахстанский исследователь, — качество жизни повышается, вливания из центрального бюджета в регион постоянно растут, а толерантность по отношению к местной культуре проживающих в регионе ханьцев находится на высоком уровне, тем не менее межэтнические столкновения на почве взаимной ненависти и взаимных претензий имеют место быть.

Более того, по словам профессора, за последние 5-6 лет уровень взаимной ненависти между ханьцами и уйгурами достиг высшей степени напряжения. Кроме этого, в последние годы наблюдается усиление религиозного фактора в Синьцзяне и активное проникновение в регион нетрадиционных для него течений ислама, в частности ваххабизма. Попытка властей ограничить это влияние административными мерами, по сути, провалилась. Не находя легитимного способа встроиться в политическую систему светского государства, ислам начинает радикализироваться и добиваться уже не участия во власти, а всей полноты политической власти.

— Я и не склонен преувеличивать собственные возможности уйгурского движения в борьбе за национальное самоопределение, — продолжает Константин Сыроежкин. — Во-первых, в большинстве случаев действия так называемых «уйгурских сепаратистов» к национально-освободительной борьбе не имеют никакого отношения. В своем большинстве это может быть квалифицировано как разбой, грабеж, диверсия, а в последнее время — вполне справедливо — как террористический акт. Во-вторых, основной особенностью «уйгурского сепаратизма» является отсутствие включенности в конфликт этнической элиты. Конечно, уйгурская элита хотела бы получить больше власти в пределах собственного этноареала и даже выступить в качестве идеологов и руководителей движения за достижение независимости. Однако в силу своей разобщенности и отсутствия признанных общенациональных лидеров, а также самой идеологии национально-освободительной борьбы сегодня она к этому просто не готова. В-третьих, деятельность подпольных и немногочисленных уйгурских сепаратистских организаций в СУАР КНР по-прежнему возможна только при мощной финансовой и материальной поддержке со стороны зарубежных организаций и государств, заинтересованных в дестабилизации обстановки в Центрально-Азиатском регионе. В-четвертых, переход уйгурских сепаратистов к тактике террора ставит их вне закона в глазах мирового общественного мнения, однозначно осуждающего терроризм как форму решения политических проблем.

3. РОССИЯ

В июле 2016 года известный эксперт из России, директор Аналитического департамента компании Альпари (Москва) Александр Разуваев выступил с прогнозом для Казахстана. Он отметил, что в августе 2016 года Россия будет вынуждена вмешаться, чтобы Казахстан не стал «мишенью для террористического интернационала».

— Теперь, в августе 2016-го, в качестве военных рисков рассматриваются прежде всего Казахстан и Восток Украины», — неожиданно заявил Разуваев и рассказал о нашей стране.

— Казахстан – ключевая страна Евразийского союза, член ОДКБ и новая мишень для террористического интернационала. В случае серьезного осложнения ситуации Россия просто вынуждена будет вмешаться. Большая Чечня на южных границах России однозначно Москве не нужна, — сказал Разуваев.

Кроме того, в 2014 году американская газета «The Wall Street Journal» опубликовала материал, в котором говорилось, что Казахстан — следующая соблазнительная цель Путина. Желание Путина расширить свою власть над соседними странами и их ресурсами, отмечает издание, по-прежнему растет.

— Президент России Владимир Путин еще может принять решение установить режим прекращения огня путем введения российских миротворческих сил, и это будет означать, что Россия отбивает еще один кусочек старой советской империи, вместе с Крымом, и Абхазией, и Южной Осетией. В последние недели Россия начала военные учения на границе с Казахстаном с очень похожей целью. Казахстан, возможно, более привлекательным, чем уже захваченные территории, — пишет издание.

— Как и в Эстонии, этнические русские составляют около одной четверти населения Казахстана; в отличие от Эстонии, Казахстан не является членом НАТО, и страны Запада не обязаны защищать его. Как и Украина, Казахстан отдал свое ядерное оружие России в 1990-е годы. Как и Украина, эта страна — это то, что Россия очень хочет. Россия заняла Крымский полуостров Украины, а вместе с ним доминирующее положение в Черном море. Для обеспечения доминирующего положения в космическом пространстве, Россия нуждается в космодроме "Байконур" в южном Казахстане. Россия намерена быть самодостаточной в космосе, и, таким образом, ей надо перестать быть зависимой от казахов. Путин хочет Байконур, и он может захватить Казахстан, чтобы получить его, прогнозировало американское издание.

4. США

В 2011 году СМИ, изучив подробности обнародованного в минувшую среду доклада, посвященного новой американской Национальной военной стратегии, пришли к выводу, что Соединенные Штаты стремятся к доминированию на постсоветском пространстве, а точнее — Америка планирует захватить бывший СССР, в частности, и Казахстан.

СМИ отмечали, что США используют в подобных целях территории и объекты стран бывшего СССР — в частности, аэропорт «Ашхабад» в Туркмении и транспортную инфраструктуру Таджикистана. Начал сотрудничество с Вашингтоном в военной сфере и Казахстан, отправив своих военнослужащих в Афганистан. О том, что американские войска покинут регион в ближайшее время, речи не идет. Напротив, представители министерства обороны США прогнозируют усиление интенсивности боевых действий в Афганистане.

Как отмечают эксперты, интересы Вашингтона в Центральной Азии связаны не только с антитеррористическими действиями в Афганистане, но имеют также экономический характер. В США обсуждают стратегическую роль Центральной Азии в добыче и транспортировке углеводородов. Как ожидалось, доля Казахстана в ближайшие годы в объеме поставок нефти на мировой рынок из стран, не входящих в ОПЕК, будет стремительно расти. К 2020 году добыча нефти в этой стране удвоится, достигнув объема в три миллиона баррелей в день. Важная роль в этом вопросе также отводится Узбекистану и Туркмении.

США собираются поддерживать проект перекачки нефти и газа из ЦА на запад в Европу через Южный Кавказ в обход России. При этом РФ лишится роли главного поставщика энергоресурсов в Европу. Американцы приветствуют и проект строительства газопровода ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия), который пойдет в обход российской трубопроводной сети. В прошлом году афганское правительство объявило о том, что охранять трубопровод на территории страны будут американские военные.

5. ИРАК

В 2014 году появилась информация о том, что боевики из радикальной суннитской группировки "Исламское государство" в течение пяти лет собираются взять под свой контроль обширные территории, простирающиеся от границ Китая на востоке, до Испании на западе, от северных границ Казахстана на севере до экваториальных районов Африки на юге. Такой вывод был сделан по карте, которую распространили в Интернете сами джихадисты.

Черным цветом на карте закрашены обширные территории, на которых боевики собираются господствовать. Это Ближний Восток, Северная Африка, Индия, Афганистан, Пакистан, Центральноазиатские страны, в том числе Казахстан, Испания, Кавказ, страны Средиземноморья.

Также отмечалось, что Исламское государство активно рекрутирует казахстанцев в свои ряды. Воевавшие против правительственных войск в Сирии граждане Казахстана на тот момент уже находились на территории Ирака.