А вы уверены, что ваша машина не числится в угоне где-нибудь в Европе или Африке? После того, какую мне рассказал историю герой нашей публикации, появляются самые разные сомнения. Для алматинца Геннадия КРЕСТЬЯНСКОГО покупка авто превратилась в настоящую пытку. Судебные процессы, уголовные дела, тысячи километров, накатанных между городами нашей страны в поисках справедливости. Можно, конечно, было сдаться, пойти на поводу у системы, как говорит сам герой, за тысячу долларов на лапу посредники обещают сделать так, чтобы машинка каталась по Казахстану без особых проблем. Но он решил пойти против системы. А вы знаете, каково это? Но все по порядку.
Геннадий пришел с огромной папкой документов:
– Здесь все доказательства, без них мне бы не удалось ни на йоту продвинуться в этом деле. А я ведь выиграл суд. Здесь заявления во все инстанции, результаты служебных расследований.
“Двойник” из Бельгии
Полгода назад Геннадий решил купить автомобиль, нашел по сайтам объявлений нужную модель, созвонился с продавцом. Оказалось, машина находится в Шымкенте. Впрочем, особого труда перегнать джип нет, поэтому Крестьянский решил ехать. Спустя несколько дней он был на месте, попросил местного знакомого помочь ему сориентироваться в городе.
– Слава “южного Техаса” все-таки заставляла относиться к сделке с повышенной осторожностью, – рассказывает он. – Вскоре мы встретились с продавцом. Машина мне понравилась. Для того чтобы оформить сделку и снять указанный автомобиль с учета, продавец, который представился Кузеровым, предложил проехать в ДВД Южно-Казахстанской области, регистрационный пункт № 1 РЭО УАП ДВД ЮКО. Мы согласились.
Прибыв на место, мы сразу поднялись на второй этаж здания и зашли в личный кабинет начальника. Выяснилось, что Кузеров и начальник РЭО № 1 Багысбеков Г. находятся в дружеских отношениях. Нам было предложено сесть за стол и составить письменную форму сделки. Документ был составлен и подписан обеими сторонами. Пока мы оформляли договор, Багысбекову принесли разрезанный техпаспорт, который свидетельствовал о том, что машина с учета снята. Он расписался и поставил печать. Так как сверка вин-кода автомобиля была произведена без моего присутствия, я попросил выдать мне специальный документ, подтверждающий, что все номерные обозначения кузова и рамы в порядке. Начальник РЭО после моей неоднократной настоятельной просьбы все же распорядился позвать инспектора ГАИ Турекулова Т. для тщательного осмотра машины. В моем присутствии инспектор внимательно осмотрел все идентификационные номера. Мне было сказано, что все в порядке. На основании осмотра ТС мне выдали акт осмотра транспортного средства исх. 6/4 -146 от 06.02.2016 г., подписанный Багысбековым. Также я попросил, чтобы при мне был произведен запрос вин-кода автомобиля по базе данных ГАИ на предмет соответствия его подлинности, штрафов и ареста. В другом кабинете девушка ввела на компьютере данные автомобиля и бывшего владельца. Никаких несоответствий и нарушений выявлено не было.
После окончательного оформления и выдачи документов мы спустились вниз, и в салоне припаркованной машины возле РЭО № 1 ЮКО ДВД я передал денежные средства Кузерову в размере 24 000 долларов США в тенге по курсу Национального банка. Далее на указанной автомашине я приехал в г. Алматы. Спустя два дня утром я поехал в спецЦОН для того, чтобы поставить данный автомобиль на учет. При прохождении сверки инспекторы, осматривая кузовные обозначения и вин-код рамы, сразу заподозрили, что номера перебиты, и направили меня в ДВД г. Алматы на трасологическое исследование.
Экспертиза выявила, что вин-код на раме автомашины оказался перебитым. Выявить первичный вин-код автомобиля оказалось невозможно. А левый код принадлежал похожей машине, которая выставлена на продажу в Бельгии.
При этом разница между машинами все-таки была налицо, бельгийский клон был черным, а шымкентский “брат” – белым. Как проверяли машину, куда смотрели доблестные работники ГАИ?
Полицейские ни при чем?
Попав в такую передрягу, Геннадий обратился в правоохранительные органы Алматы, потом Шымкента. История закрутилась на полгода.
– Было заведено уголовное дело. Я подал многочисленные иски в суд, указав ответчиками самого продавца авто и департамент внутренних дел ЮКО, управление дорожной полиции регистрационного пункта № 1. На начальника РЭО и криминалиста-сверщика, который проверял авто в Шымкенте, – говорит Крестьянский. – Фактически на самом суде я узнал, что департамент собственной безопасности ДВД Шымкента закрыл через месяц дело за отсутствием состава преступления со стороны сотрудников полиции, допросив одного сверщика. Я в этом процессе не участвовал. Дело прикрыли. При этом я выиграл суд частично, и сделку признали недействительной, с приведением сторон в изначальное состояние, то есть я отдаю продавцу авто, а он мне деньги. Деньги он не передал и не собирается, он считает себя невиновным, и его адвокат подал на апелляцию. При этом он говорит, что это я перебил номера и перекрасил машину за те два дня, пока перегонял ее. Также он не признает, что получал 24 тысячи долларов, хотя у меня на руках переписка, записи. В апелляции ему было отказано. Вот на руках у меня заключение. Но результата как такового нет. На продавце почти ничего не числится, и взять с него нечего. В общем, я ничего с него получить практически не могу. Машина стоит, ездить на ней нельзя, только огурцы выращивать внутри.
На самом деле история Геннадия далеко не единственная. Только в одном Шымкенте за последние годы было раскрыто несколько преступных групп в погонах: сотрудники все-таки понесли ответственность за свои действия.
Сама система провоцирует криминал?
О том, почему возможны такие ситуации и как защитить граждан от левых схем, мы спросили главу Независимого автомобильного союза Эдуарда ЭДОКОВА:
– Последние события в нашей “самой южной столице” – это и масштабная силовая операция в РЭО административной полиции ДВД ЮКО, и последующее задержание преступной группировки из 12 должностных лиц УАП ДВД ЮКО, которые выдавали левые номерные знаки, регистрационные документы и водительские права. Все это наводит на мысли, что “неладно что-то в южном королевстве”… Возможно, южноказахстанский криминалитет в качестве образца для подражания выбрал известную коррупционную столицу мира – мексиканский Акапулько, где не знаешь, от кого убегать – от полиции или от бандитов?
Как выяснилось, большинство РЭО не оснащены даже элементарными средствами специального технического контроля, такими как толщиномер краски и ультрафиолетовый фонарь! Что уж говорить про более серьезные приборы, позволяющие выявить неоднородность металла (детектор НМ), изменение заводской маркировки (электролюминесцентный визуализатор идентификационных номеров – ЭЛВИН), вихретоковый индикатор “Сфинкс ВИ-98” и многие другие. Это сертифицированное оборудование широко представлено на казахстанском рынке, и для работы с ним никакого специального обучения сотрудников полиции не требуется. Подобные приборы позволяют выявить практически все автомобили с перебитыми номерами кузовов и уберечь добросовестных покупателей от покупки автомобилей с криминальным происхождением. Но, похоже, что, проверяя автомашины, некоторые полицейские полагаются на собственное чутье или внутренний голос. А эти незримые субстанции частенько их подводят либо с этими “голосами” договариваются?
Левые автомобили тем временем снова и снова ставятся на учет в самых разных областных РЭО. Не исключено, что с помощью инспекторов полиции, которые зачастую без необходимого оборудования могут не отличить черный цвет от белого… Криминальная веревочка и дальше вьется: угнанные машины приходят в Казахстан, благосостояние мошенников растет, а криминальные деньги расползаются по стране, – заключил эксперт.
Почему бы нашим правоохранительным органам не оснастить нужными приборами все РЭО? Или это кому-то выгодно?
Мы обращаемся с вопросом к министру внутренних дел РК Калмуханбету Касымову, как можно исключить подобные криминальные схемы, и надеемся, что по изложенным фактам будет проведена дополнительная проверка.