Солнце светит, но не греет - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Солнце светит, но не греет

Солнце светит, но не греет

В прошлом номере “КАРАВАН” опубликовал материал о ТОО “Астана Солар” – первом и самом крупном предприятии по производству солнечных батарей в Казахстане. Именно на его базе предполагается создать новую подотрасль – солнечную энергетику.

  • 19 Сентября 2016
  • 1965
Фото - Caravan.kz

Мы рассказали, что предприятие испытывает трудности и со всех сторон на него наседают конкуренты. Когда номер уже был сверстан, в редакцию позвонил управляющий директор по коммерции ТОО “Астана Солар” Жанат Бегайдаров. И высказал свою точку зрения на события. Сегодня, как и обещали, мы публикуем интервью с ним.

– Скажите, что сейчас происходит на заводе ТОО “Астана Солар”?

– Завод работает. В этом году мы заключили два договора на создание фотоэлементов мощностью в 20 и 16 мегаватт. Это займет 80 процентов от наших производственных мощностей. В данный момент ведутся подготовительные работы к реализации этих контрактов. Будем работать в четыре смены, круглосуточно и без выходных. Значит, наберем еще людей. Работа с потенциальными потребителями продолжается, в том числе на 2017 и 2018 годы.

– Сколько СЭС (солнечных электростанций) в Казахстане работают на ваших фотоэлементах?

– Более 40 небольших солнечных станций различной мощности реализованы в 2014–2016 годах. В 2014 году была поставка модулей в объеме 250 киловатт в Астраханскую область России для строительства СЭС.

В отношении крупных компаний, вы знаете, было очень много желающих построить солнечные электростанции, соответственно, приобрести нашу продукцию. Но прошлый год был трудным. Нужно учитывать, что основными потребителями продукции завода являются крупные специализированные компании, для которых строительство СЭС является бизнесом. Требуется не менее года на поиск источников финансирования, разработку ТЭО и получение необходимых разрешений и согласований от государственных органов и национального оператора KEGOC. Фактическое приобретение фотоэлектрических модулей начинается ближе к концу строительства станции.

– То есть год для предприятия выпал?

– Были небольшие заказы, небольшие объемы.

– “Астана Солар” – это технологичное предприятие. И очень дорогое. О развитии таких производств постоянно говорят в правительстве страны. Наверное, вы получаете субсидии от государства?

– Прямых субсидий для нашего производства нет, в основном существует поддержка конечных потребителей.

– Вы не обращались с просьбой оказать помощь?

– Тогда у меня встречный вопрос. В каком виде вы представляете такую помощь от государства?

– Правительство может поставить барьер для ваших конкурентов. Могут быть предложены определенные виды субсидий для покупателей. Банки в рамках содействия отечественной экономике могут ставить более низкий процент при покупке ваших модулей. Есть, в конце концов, метод ускоренной амортизации для тех станций, которые используют продукцию “Астана Солар”.

– Вы нас правильно поймите, государство уже сделало очень многое. Уполномоченным органом внесены изменения в законодательство в сфере ВИЭ (возобновляемых источников энергии. – Прим. ред.), направленные на улучшение и развитие альтернативной энергетики в Казахстане. Разработало механизмы для поддержки отечественных производителей.

Да, некоторые из них мы используем. Например, Национальное агентство по развитию местного содержания возмещает нам часть затрат на сертификацию оборудования. Мы работаем с Kaznex Invest. с международными фондами и организациями, такими как ПРООН, Фонд Аденауэра и другими. Но в основном стараемся обходиться своими силами.

– У вас странная точка зрения. “Астана Солар” – единственная в Казахстане компания, производящая фотоэлектрические элементы. И вы не хотите защищать свои интересы?

– Мы постоянно работаем в этом направлении, но необходимо рассматривать в целом развитие альтернативной энергии. И, скорее всего, это задача ассоциаций, экспертных групп, которые смогут выработать механизм поддержки альтернативной энергетики.

– Кроме того, мне непонятен сам механизм непрямого субсидирования ваших прямых потребителей – станций, работающих на возобновляемых источниках энергии. Зачем в этом механизме посредник – ТОО “Расчетно-финансовый центр” KEGOC, который закупает энергию у “зеленых” станций и продает его обычным ИЭЦ и ГРЭС?

– Я стараюсь туда не вникать. Если бы была прямая поддержка, это было бы здорово.

– Для казахстанского производителя открыт рынок ЕАЭС?

– Думаю, скоро будет новый виток развития энергетики, и рынки России и Белоруссии откроются для нас. Кстати, к нам проявляют большой интерес иностранные компании. В частности, из европейских стран. В некоторых государствах установлен барьер для ввоза и применения фотоэлектрических фотоэлементов из Китая.

– Как вы оцениваете рынок фотоэлементов в Казахстане?

– Рынок в основном разделен на три основных сегмента. Первая и главная категория – это промышленные энергопроизводящие предприятия. В основном их проекты начинаются от 1 МВт и выше, а реализация выработанной электроэнергии производится по фиксированным тарифам.

Вторая категория – нетто-потребители, которые могут поставить у себя на территории СЭС мощностью до 100 МВт. Они могут частично использовать вырабатываемую электроэнергию для своих целей, а излишек поставлять в РЭК по тому же тарифу, по которому покупает частник. И в конце месяца сводится баланс – кто кому должен.

И третья – частники, которым нужен независимый источник электроэнергии. На дом, отгонное животноводство или сторожку, удаленную от ЛЭП, они ставят солнечную станцию, которая позволяет обеспечить электричеством несколько лампочек, рацию, холодильник, телевизор и т. д. Это позволяет обеспечить качество жизни. Тем, кто ставит такие станции мощностью до 5 кВт, при соблюдении определенных процедур оказывается адресная помощь со стороны государства.

– Я знаю, что на рынке вас сильно теснят конкуренты…

– За последние пять лет цены на фотоэлектрические модули упали в пять раз. В основном из-за производителей Юго-Восточной Азии. Наши модули могут быть по цене выше, чем китайские, но ниже, чем европейские. Это без потери качества и с гарантией на продукцию, которая составляет десять лет.

Мы производим поликристаллические фотоэлектрические модули с использованием ячеек 156 х 156 миллиметров и стандартным размером на 60 и 72 ячейки. Это два основных типоразмера. Мощность может варьироваться от используемой ячейки. Сейчас мы ориентированы на международные требования на выпуск не менее 250 Вт для модулей с 60 ячейками и не менее 300 Вт для модулей с 72 ячейками.

Технология производства поликристаллических модулей выбрана не случайно и основана на результатах исследований, проведенных перед началом реализации проекта. При ее выборе учитывались мировые тенденции, уровень солнечной радиации. По данным Европейской ассоциации EPIA, производство солнечных батарей по типу применяемого в них кремния распределяется так: поликристаллические – 52,9 процента, монокристаллические – 33,2 процента, аморфные и прочие – 13,9 процента. То есть поликристаллические солнечные батареи по объему производства занимают лидирующие позиции в мире.

– КПД ваших модулей составляет 15 процентов. Так указано на вашем сайте. Это нормальный показатель?

– КПД нашей продукции от 16 процентов и выше, это общепризнанный уровень. Он подтвержден международными сертификатами и понятен нашим покупателям.

– Во сколько вы оцениваете рынок фотоэлементов в стране?

– Сейчас существует более 50 проектов различных компаний, которые заявили о намерении строить станции на возобновляемых источниках энергии. Часть из них будет работать в солнечной энергетике. В общем, это более 250 МВт. С каждой из них мы ведем переговоры.

Солнечная панель занимает лишь 40 процентов в цене всей солнечной станции. Остальное – это дополнительное оборудование, которое позволяет генерировать энергию и поставлять ее в сеть.

– То есть с учетом вашей производственной мощности вы можете занять не более пятой части рынка страны?

– Проекты не идут все сразу. Поэтому люфт для нас есть. Но мы и не претендуем занять весь рынок сразу. В конечном итоге потребитель выберет симбиоз цены и качества. Мы это можем предложить. Плюс продукция, сделанная в Казахстане, – это очень важно!