Три языка в школе – залог будущего страны - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Три языка в школе – залог будущего страны

Три языка в школе – залог будущего страны

Не знаю, как другие, но я обеими руками за введение обучения трем языкам в школе. Тому есть немало причин. И первая из них состоит в том, что задача школы – научить учиться. А об этом за последнее время забыли, как мне кажется. Вторая причина лежит на поверхности: мы живем в XXI веке, когда границы мира сузились, а глобализация делает невозможное возможным.

  • 12 Сентября 2016
  • 1959
Фото - Caravan.kz

Сегодня ты можешь быть на одном конце планеты, а завтра – на другом. Это все уже банально, но вопрос в том, как изъясняться. Знание иностранных языков делает тебя вооруженным и готовым ко всему. Опять банальщина. Знаю, но такова реальность.

И все же почему именно в школе так важно вести обучение трем языкам (не заметили, что пишу – обучение трем языкам, а не обучение на трех языках, но об этом чуть позже)? Да потому, что именно в детстве мы обучаемы и легко впитываем в себя новые знания. Много лет назад прочитала одну фразу: “Детство – это ощущение огромных возможностей”. Принадлежит она, если мне не изменяет память, великой балерине Майе Плисецкой. Далее она писала о том, что важно в этот период попасть к хорошим педагогам, которые помогут определить призвание и научат труду. Увы, не всем нам так везет, как повезло в свое время девочке из семьи репрессированных. С годами это ощущение огромных возможностей исчезает, и мы катимся вслед за рутинным потоком, а то, что когда-то было у нас, безвозвратно уходит.

Согласно семейным легендам, я в первом классе не умела читать. Но домашние задания чеканила. Как оказалось, секрет был прост: я просила старших сестер прочитать мне то, что задавали, и запоминала с первого раза. Когда секрет раскрылся, читать научили. Но способность запоминать с первого раза со временем исчезла, и вовсе не из-за природной лени. А просто потому, что нас, школьников, не любили педагоги. Особенно не повезло в средних классах, когда учителя математики, иностранного языка менялись чуть ли не после каждой четверти. Истеричная, корпулентного вида преподавательница немецкого языка практически на всю жизнь отбила желание изучать язык Гёте и братьев Манн. И лишь в университете надежду на то, что язык мог бы быть мной освоен, вернули два педагога, проходившие стажировку в Берлине. Обе заявили, что у меня есть способность к языку и следует это развивать. Но дело-то было сделано. И, увы, язык так и не знаю, хотя иногда почему-то в голову лезут отдельные слова.

То же самое с алгеброй и другими школьными предметами, хотя почти все они давались вначале без труда. Но одно дело, когда у тебя есть способности, и другое, когда тебя приучают любить учиться. Наши родители никогда нас не напрягали, ибо считали (и справедливо), что свое будущее человек должен строить сам, а значит, и учиться нельзя заставлять, а нужно, чтобы человек захотел сам обучаться.

Желание учиться у меня появилось гораздо позже, в университете на последних курсах. До этого же спасало запойное чтение. Читала все подряд. Не все застряло в памяти. Но на всю жизнь запомнила, как мой московский приятель, тоже журналист, Юрка за пять минут рассказал принцип устройства американских шаттлов. И естественно, никогда не забуду, как моя старшая сестра объяснила своей однокурснице “Капитал” Маркса, будучи сугубо гуманитарием. Просто обоим повезло иметь в школе учителей, которые научили их основам. Вот это сейчас потеряно. И именно это нужно восстанавливать в школе, чтобы потом не задаваться вопросом: почему у нас так много людей с дипломом о высшем образовании, но так мало специалистов?

И возвращаясь к тому, почему упорно пишу, что я обеими руками за обучение трем языкам, а не за обучение на трех языках, объясняю: нужен системный подход ко всему и вся. Само предложение обучения предметам на трех языках, может, и верно, но не в данный момент. Нужны кадры в первую очередь, а этого у нас еще нет. Во вторую очередь, необходимы методики, наглядные пособия и т. д. Внедрение же обучения трем языкам не требует больших затрат сегодня. Со временем можно перейти к обучению в школе и вузах на трех языках. Главное же – научить учиться.

Алматы