Для чего алматинские чиновники ездят в Париж, Израиль и ОАЭ - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Для чего алматинские чиновники ездят в Париж, Израиль и ОАЭ

Для чего алматинские чиновники ездят в Париж, Израиль и ОАЭ

Городское земледелие, надземные паркинги, огромный рынок свежей сельхозпродукции, приносящая миллиарды долларов индустриальная зона – это не фантастика, а будущее Алматы. Но каким образом получится реализовать все эти проекты и сделать мегаполис одним из передовых городов мира не за десятилетия, а гораздо раньше? Об этом рассказал директор центра обслуживания инвесторов Алматы Арсен НАСЫРХАНОВ.

  • 14 Сентября 2016
  • 1693
Фото - Caravan.kz

– В последнее время управленцы Алматы зачастили с командировками в дальнее зарубежье. Может, проясните ситуацию?

– Все просто и прозрачно. Алматы позиционирует себя городом мирового масштаба, стремится стать финансовым центром в Центрально-Азиатском регионе. Для этого необходимо изучать и внедрять передовой опыт разных стран, привлекать инвестиции. Без выезда за рубеж это невозможно сделать. За этот год мы планируем посетить семь крупнейших городов мира. Главная цель – наладить отношения с правительствами этих городов. С ними мы подписываем меморандумы побратимства, это важная часть имиджа Алматы. Если раньше такие документы были формальностью, сегодня их значимость растет. Мы стремимся иметь постоянные контакты с Дубаем, Парижем, Стамбулом, Токио.

– И где уже успели побывать?

– В Токио изучали транспортную систему и легкорельсовый транспорт, который появится в Алматы. В Дубае знакомились с принципами благоустройства городских территорий, познавали, как развиваются инновационные технопарки, зоны свободной экономической торговли.

В Турции заинтересовала стамбульская индустриальная зона. Притом что индустриальные зоны Алматы и Стамбула по площади равнозначны – 500 гектаров, у них работает 800 компаний, у нас 33. Но нужно учесть: стамбульская зона действует с 1982 года, а мы работаем всего два года. Кстати, стамбульская индустриальная зона генерирует продукции на 7 миллиардов долларов на экспорт и на 12 миллиардов на внутренний рынок.

– Алматинская индустриальная зона больше ориентирована на внутренний или внешний рынок?

– В основном экспортная ориентация. Потому что у Алматы довольно большой потенциал как у транспортно-логистического хаба. Многим компаниям интересно инвестировать именно сюда, с дальнейшим выходом на рынки стран ЕАЭС.

Копия “Ранжиса” на Северном кольце

– Во Франции вы заинтересовались рынком “Ранжис”. Что-то подобное будет создаваться в Алматы?

– Это знаменитый оптовый сельскохозяйственный рынок, который работает с 1956 года, расположен на 230 гектарах земли рядом с Парижем. Крупнейший логистический хаб. Из Норвегии завозится рыба, из Австрии, Германии, Польши – мясо, из Греции и Италии – фрукты и овощи. Сразу предоставляются все услуги упаковки. Именно “Ранжис” поставляет в парижские магазины, кафе и рестораны свежайшую продукцию. За счет этого снижается ее стоимость.

Оптовые продавцы поставляют свою продукцию на рынок напрямую, посредники исключены – невыгодно. Продукция не хранится больше 2–3 дней. “Ранжис” – это государственно-частное партнерство: 40 процентов принадлежит правительству Франции, 10 процентов – мэрии Парижа, еще 40 процентов – частной компании-инвестору, остальное распределено между мелкими пайщиками.

Содержит рынок управляющая компания. Прибыль поступает от аренды холодильников, упаковочных цехов. Большая мясная лавка с холодильниками сдается всего за 2 тысячи евро в месяц. Если казахстанский производитель захочет выйти на этот рынок, например, с кониной, он вполне может арендовать аналогичные площади. Белорусские производители там уже работают.

– А как же ветконтроль?

– Контроль осуществляется на границе Евросоюза. А сам рынок просто выставляет требования, которые должны соблюдаться.

– В Алматы будет создан подобный рынок?

– Да, сейчас реализовывается аналогичный проект в районе Северного кольца. Пока выделено 4 гектара, и это будет маленькая копия парижского “Ранжиса”. Строительство начнется в 2017 году и завершится к концу лета. Возможно, в перспективе вокруг Алматы появится еще несколько таких рынков.

Как из мусора делать деньги

– Мы использовали московскую систему платных парковок. Теперь параллельно будем внедрять еще и парижскую?

– Нет. Речь идет не об уличных открытых парковках, а о надземных и подземных паркингах, существующих в Париже уже 40 лет и полностью удовлетворяющих потребности города. Эти объекты строились по системе государственно-частного партнерства. Инвестор приходит, строит паркинг, а государство ему возмещает затраты в течение 10, 15, 30 лет, в зависимости от условий договора. Все это время инвестор управляет паркингом, эксплуатирует его, получает средства. По окончании срока договора он выходит из этого бизнеса, а паркинг остается государству.

Парижский опыт в области парковочного хозяйства интересен еще в нескольких аспектах. Один из них – наличие в паркинге заправочных станций, в том числе и для подзарядки электромобилей.

– Улучшению экологии Парижа способствует и мусороперерабатывающий завод, который вы также посетили. Что особенно заинтересовало?

– Интересна сама схема, модель, как это делается. Такие заводы строятся государством и передаются в доверительное управление компаниям. Интересовало все: состав мусора, его сортировка, как из отходов путем сжигания вырабатывается электроэнергия для обеспечения целого городского района.

В Алматы сейчас тоже очень активно ведется работа по созданию центра по сортировке мусора. Завода, подобного парижскому, у нас нет, но уже есть цеха, которые перерабатывают пластик.

– Почему бы казахстанские диппредставительства за рубежом не попросить об услуге – собрать для вас всю необходимую информацию?

– У дипломатов иная специфика, ориентированная на более широкую информацию. В данном случае необходим детальный подход. Мы посещаем конкретное предприятие, встречаемся с конкретными людьми, получаем все технико-экономические обоснования, проектно-сметную документацию, изучаем проект полностью.

Эскизы и проекты получаем бесплатно

– После Парижа вы отправились в Австрию. Зачем?

– Австрийцы давно хотели с нами дружить, приглашали несколько раз, выразили готовность подписать меморандум о взаимном сотрудничестве. С этой страной у нас намечено два проекта. Первый – строительство в Алматы реабилитационного центра доктора Гюнтера Небеля. Государство выделит землю, подведет коммуникации, инвестор построит здания, сооружения, завезет оборудование, привлечет казахстанских, австрийских врачей и будет осуществлять управление клиникой.

На данный момент удалось договориться, что эксперты господина Небеля приедут сюда, вместе мы разработаем финансовую модель. По предварительным данным, потребуется 50–60 миллионов долларов США. Центр будет рассчитан на 300 мест, в основном для больных с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Второй проект относится к образованию. В Австрии есть студенческий город Грац, где расположены крупнейшие университеты и куда в дальнейшем можно будет отправлять наших студентов на обучение. Мы хотим разработать концепцию этого проекта. Возможно, это будут двусторонние гранты, обмен студентами.

– А в Грузии, Израиле какой интерес?

– В Грузии – принципы развития туризма. Страна показала всему миру, что есть такие города, как Тбилиси, Батуми, курорты, и провела мощную пиар-акцию. Алматы тоже будет интересен всему миру, будет новым туристическим направлением. Более того, мы намерены изучить и их doing business – Грузия занимает 30-е место в мире по этому показателю.

Израиль интересен производством сельхозпродуктов в городских условиях. Современные технологии позволяют выращивать плоды на полках, подсвечивая растения лампами, получая урожай всего за 40 дней. Это дешевле и безопаснее, чем импортировать продукцию из других регионов и стран.

– Какой итог ожидаете от всех этих поездок?

– Огромный! Лучший мировой опыт, получаем готовые эскизы и проекты. Причем бесплатно. Чтобы воплотить их в Алматы, потребуется гораздо меньше времени, чем если бы делали все с нуля.

Беседовал Ян ДАВИД, Алматы