"Свет в океане". Из души в душу - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Свет в океане". Из души в душу

"Свет в океане". Из души в душу

Снять фильм подобный "Свету в океане", одновременно личностный, глубокий, эмоционально пронизывающий, но не эксплуатирующий зрителя, а наоборот доверяющий ему, гораздо сложнее, чем может показаться из-за очень простой оболочки, в которую режиссер Дерек Сьянфранс так аккуратно и с такой любовью запаковал данный удивительный кинематографический сюрприз этого года.

  • 8 Сентября 2016
  • 1110
Фото - Caravan.kz

Визуальный язык Сьянфранса наделен редкой для современного Голливуда сдержанностью: минимальное количество кадров, никаких вызывающих движений, никаких нереалистичных световых решений. Все столь просто и органично, что получается не только вдоволь насладиться завораживающими видами Австралии — фильм не зря снимали на локации — но и увидеть всю сложность человеческих чувств и отношений без ныне почти традиционных прикрас.

Эта история, экранизированная с романа М.Л. Стедман, разворачивается у берегов Австралии, где герой Майкла Фассбендера, суровый и замкнутый Том, заведует маяком на отдаленном острове. Том прошел войну и приветствует холодное одиночество жизни на острове, пока однажды случайно не встречает Изабель (Алисия Викандер), молодую красавицу с огромной душой и заметной твердолобостью. Они женятся, Изабель переезжает на остров, но их счастье портят неправильно сложившиеся звезды: собственных детей им завести не удается. Однако, Бог взял, Бог и дал, и в прибитой к берегу лодке Том и Изабель обнаруживают запеленутое дитя, которое они немедленно выдают за свое собственное, не подозревая, что на другом берегу у того уже есть любящая мать.

Дереку Сьянфрансу удалось снять как минимум искренний фильм, порой становящийся почти дотошным анализом двух людей, двух бездонных, бескрайних океанов, легко поддающихся как положительным, так и отрицательным эмоциям: то купающимся в светящихся глазах друг друга, то бушующим, как две столкнувшиеся черные бури. Сьянфранс не идет на такие крайности, как другой знаменитый шаман отношений Дрейк Доримус ("Как сумасшедший"), известный тем, что он может снимать актеров часами, потом монтируя из всего отснятого материала всего несколько драгоценных минут. Однако, и режиссер "Света в океане" стремится исследовать природу человеческих отношений в сценах немой близости, когда взгляды и жесты говорят больше отрепетированных слов.

За бесспорностью талантов Майкла Фассбендера и Алисии Викандер наблюдать интересно даже первую половину фильма, когда, казалось бы, действие сведено к минимуму. Они вживаются в судьбы своих персонажей так незаметно, что их движения, повадки, даже течение их мыслей, потрясающе отчетливо отражающееся на лицах обоих актеров, часто автоматически приписываешь самим Фассбендеру и Викандер, забывая, что это вовсе не их поступки и решения, и что в реальности они совершенно другие люди.

Благодаря этим двум настоящим актерам, проживающим все события вместе со своими персонажами, Сьянфрансу удается разглядеть в простоте истории глубину человеческого сознания, его нелогичность и слабость перед не только искушениями, но и чистыми чувствами. В этой истории изначально нет ни злодеев, ни героев. Все персонажи — люди с душой, верой и собственными убеждениями, которые подчас идут в разрез с тем, о чем кричит сердце.

Сам факт того, что режиссеру таких малобюджетных и мало известных фильмов, как "Голубой Валентин" и "Место под соснами", позволили поселиться на забытом всеми острове со съемочной командой, отказаться от подконтрольной среды британских павильонов и творить с расчетом на неподвластную переменчивость погоды, говорит об особенной вере продюсеров, что оно того стоит. И весь риск, коммерческий и креативный, видно на экране. Фильм дышит и живет, а не кажется очередной заранее продуманной механической игрушкой. Это настоящее кино, не идеальное, не вылизанное, честное, которое захватывает с начала и до конца.


Неподдельность эмоций видно не только в профессиональных актерах, но и в милых глазках Флоренс Клери, сыгравшей подросшую дочь Тома и Изабель. Роль у нее не менее насыщенная, чем у взрослых, и то, что Клери в своем невинном возрасте не только мгновенно полюбилась, но и сумела передать всю насыщенную впечатлительность детского разума, заслуживает аплодисментов. Сцены между ней и Рэйчел Уайз, сыгравшей настоящую мать, растрогают и опечалят даже самого закалённого циника.

Естественно ни одно слезонаворачивание не обходится без музыки Александра Деспла. Единственное, в чем можно обвинить его труды, это в старании быть больше фильма, за счет чего музыка часто обволакивает картинку, перехватывая на себя внимание и подчас предлагая больше объяснений, чем сценарий. Сценарий написан с очевидным предпочтением к тихим моментам, коротким безмолвным сценам, очень органично сплетающимся с режиссерским стилем Дерека Сьянфранса, даря свободу актерским импульсам и располагая к экспериментам.

Это история о любви, которая иногда оказывается сильнее разума, чести, совести. "Свет в океане" не обходится без моментов, когда кажется, что это всего лишь очередная, красиво снятая история о влюбленных, но за маской романа прячется гораздо больше тем, заводящих в самые сокровенные уголки души и заставляющих задавать себе вопросы, на которые возможно просто не существует правильного ответа. Поэтому фильм Сьянфранса вовлекает зрителя в череду насмешек и подлостей постоянно играющей с героями судьбы, проводя по непростому пути от любви слепой до любви всепрощающей. Художественная прелесть этой истории говорит сама за себя, обращаясь к душе в той же степени, что и к здравому смыслу. "Свет в океане" в отличие от прочих фильмов Сьянфранса дарит чувство грусти светлой, а не прожигающей, что само по себе уже служит немалым откровением и осознанным духовным наслаждением.