Тазы – одна из древнейших пород собак, которая оставила о себе добрую память в истории казахского народа. Правда, говорить о легендарной тазы в прошедшем времени будет неверным, эти охотничьи собаки до сих пор живут бок о бок с человеком. Еще в 40-х годах прошлого века численность чистокровных тазы в Казахстане варьировалась от 7 до 10 тысяч. Сегодня никто не занимается точными подсчетами, но речь идет как минимум о нескольких сотнях тазы. По сравнению с тем, что было, порода находится в критическом состоянии, но, с другой стороны, любители отмечают, что к собаке ощущается интерес, все больше людей вовлекаются в процесс разведения.
Священное сокровище
Арман КУШКАРОВ демонстрирует мне четверых своих тазы – грациозные однолетки лениво лежат на травке.
– Всего у меня восемь собак. Есть тазы из Алматинской области, есть из Караганды. Карагандинские по своим характеристикам более мощные, они жестче, почти такие же большие, как дүрекі (помесь тобета и тазы. – Прим. авт.), – рассказывает Арман.
В сборнике “По просторам Казахстана” (1965 год) А. Слудский пишет, что в Среднюю Азию восточные борзые проникли вместе с арабами, в середине VII века: “Тазы различных пород, населяющие в настоящее время Среднюю Азию и Казахстан, произошли, по-видимому, от арабских борзых, на которых они очень похожи. Арабские же борзые – потомки древнеегипетских”. Тазы идеально адаптировались к кочевому образу жизни местного населения. Поговаривали, что одна собака способна прокормить целый аул, известны истории, как тазы во время голода спасали людей, обеспечивая их пропитанием. За все свои заслуги порода заняла почетное место среди “жеты казына” – “семи сокровищ” казаха, без которых невозможно обойтись в быту.
Беркут за год съедает одну лошадь
Тазы эстетически привлекательны. Поджарые, высокие, скоростные – топ-модели в мире собак, при этом без больших запросов. Впрочем, внешняя красота не имеет ничего общего с их натурой. А натура у них – азартного охотника.
– “Фигуру” держать не приходится, они много не едят, можно им пять порций дать, но они съедят только одну. Летом кормим раз в день, зимой – два раза. Сырое мясо давать нежелательно – лучше отварное, добавляем туда макароны, сечку, – рассказывает Арман.
И тогда и сегодня тазы для человека – безопасная, неагрессивная собака. Весь ее характер и сущность раскрываются сполна на охоте.
– Не было ни одной истории, чтобы тазы укусили человека. Вот у нас дома с ними ребенок играет, залезает на них, они лежат без эмоций. Они также не сторожевые собаки, охранять дом не смогут, для этих целей есть тобеты.
Спрашиваю, сколько средств в месяц уходит на содержание одной тазы?
– Если честно, не считал, знаю, что беркут за год съедает одну лошадь, а у меня их четыре! (Кроме тазы Арман разводит беркутов, тобетов и лошадей. – Прим. авт.). Тазы занимался еще мой отец. Хороших собак можно найти в Караганде, Павлодаре, мы все, владельцы, между собой общаемся, узнаем, у кого хорошая, можем поменяться. Сейчас много людей разводят тазы, причем во всех областях. Некоторые – для соревнований, другие – для охоты. Один мой знакомый из Тараза тренирует их, чтобы ходили только на волка.
Самки – лучшие охотники
Раньше с тазы охотились на крупных животных – джейранов, сайгаков, архаров, косуль, сегодня в основном на мелких млекопитающих. “Тазы – прекрасная промысловая собака, охота с которой дает ценную охотничью продукцию и доставляет охотникам огромное спортивное удовольствие”, – пишет А. Слудский в своей книге. Тазы способна развить скорость до 80 километров в час.
– Сезон охоты у нас начинается осенью-зимой, до этого я их закаляю, подготавливаю. Охотимся в разных местах, там, где покупаем лицензию, – поясняет владелец собак. – Лицензия дается по сезонам, можно взять на год, на два месяца. Выезжаем преимущественно в Алматинскую область: в Шамалган, Талгар, Есик, Капшагай. Где больше добычи, туда и едем, основная добыча у нас – это лисы, зайцы, шакалы. Собаки из Караганды более здоровые, хорошо идут на волка, наши алматинские более мелкие, зато скоростные, хорошо охотятся на лису. Обычно добычу я забираю себе, шкуру могу продать, а мясо – отдать беркутам. Когда не сезон, тренируем их вечером, ночью или рано утром. В полнолуние в основном охотимся на барсуков, у нас их много в горах.
Бывает, что щенки до годика не проявляют желания охотиться, но когда взрослеют, зов крови становится все “громче”. Обучение проходит следующим образом: более опытная собака, обычно самка, идет впереди, а щенки бегут за ней, так и обучаются. Присутствие человека – обязательно, тазы не охотятся в одиночку.
– Мы всегда вместе, я еду на лошади. Когда добычу находят, некоторые лают, а некоторые бегут, добычу убивают и держат. Самки быстрее обучаются, взять годовалых самца и самку, последняя более продвинута, приспособлена, у нее нюх хороший. В основном они охотятся на дичь поменьше, а самцы, так как сильнее, на более крупных, на волка например. Собака старается убить быстро, в основном кусает в шею либо может задушить.
По словам Армана, хорошая тазы может учуять след за километр. Для нее не составит труда преследовать добычу порядка 7 километров. Правда, бывает, что попадается быстроногий волк, который уходит от собаки-охотника.
Не для красоты
Рассказывают, что раньше к тазы относились, как к члену семьи, собаку пускали в юрту. Сегодня в плане почетного отношения ничего не изменилось, тазы – собаки вольные и не знают, что значит сидеть на цепи.
– Тазы я развожу для души, в этом году я еще ни одного щенка не продал. Вот люди спрашивают, сколько стоит щенок, а я если человека не знаю, то и не продам. Что он с ним будет делать, дома его привяжет? Вдруг моя собака будет сидеть в загоне, мне самому обидно станет. Если новый хозяин не будет его на охоту водить, то лучше пусть купит домашнюю маленькую собаку.
Тазы и раньше нельзя было просто так продать или отдать. Был специальный обряд по выбору щенка. И сегодня, если завел тазы, надо обязательно охотиться, это охотничья собака, и дома ей будет тягостно. Более того, Арман говорит, что дома у нее даже ноги могут деформироваться…
Собака достигает физического расцвета сил в три года. В среднем они живут 7–8 лет, максимум – 12–15. В одном помете самка может принести до 12 щенков.
Тазы уже давно могла бы стать национальным брендом, но пока эти благородные собаки остаются страстью и уделом горстки любителей.
Алматы