Так, например, в Древней Греции мужчины, называвшие себя эллинами, ходили гладко выбритыми, а тех, кто мог похвастаться обильной растительностью на лице, они презрительно именовали варварами. Между тем эти самые варвары носили штаны, а вот эллины – нет! Но это так, к слову…
Русский император Петр Первый в своем стремлении во всем подражать европейской моде и вовсе объявил бороде войну. Вначале он собственноручно рубил боярам бороды топором, а когда подустал, то обложил ее обладателей неслабым налогом.
В последнее время борода стала вызывать неоднозначную реакцию граждан и у нас. И ничего удивительного в этом нет, особенно после трагических июньских событий в Актобе. Ведь, судя по видеозаписям МВД, большинство из нападавших носили бороды.
На днях и я сам имел возможность наблюдать такую картину: в один из алматинских супермаркетов вошел молодой человек даже не с бородой, а так, с неказистой порослью на подбородке. И тут, словно по команде, все, кто находился поблизости, разом обернулись на него, а затем быстро зашагали прочь.
Заметив это, владелец бородки застыл на месте, а на лице его появилась такая неподдельная растерянность, что мне стало жаль парня.
Зачем же так обижать людей подозрениями? Ведь наличие бороды еще не является признаком приверженца нетрадиционных религиозных течений и никакой угрозы для граждан не представляет.
Однако это мнение, похоже, разделяют не все: в апреле 2014 года на заседании комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента прозвучало предложение запретить осужденным носить бороды в местах лишения свободы. Видимо, причиной явилась борьба с распространением нетрадиционных религиозных течений в исправительных учреждениях.
Но я совершенно не понимаю, как именно отрезание бороды может позитивно повлиять на человека и заставить его изменить свои убеждения? Ведь, образно говоря, борода заблуждений находится вовсе не на лице, а густой черной сетью опутывает мозг своего хозяина и заставляет его совершать неправильные поступки.
По моему скромному мнению, руководству исправительных учреждений и соответствующим ведомствам следует не брить заключенных, а переубеждать их. Кроме того, осужденных за религиозный экстремизм нельзя содержать вместе с другими “сидельцами”, чтобы они не могли заниматься вербовкой новых адептов.
И не надо бояться всех, кто носит бороды. Не забывайте, что среди великих людей, оставивших глубокий след в истории, было много бородачей. Достаточно вспомнить хотя бы Карла Маркса и его друга Фридриха Энгельса. Вот у кого бороды так бороды! И наивно думать, что если бы Карла Маркса обрили, то он не написал бы свой знаменитый “Капитал”.
По большому счету, борода – это всего лишь вторичный мужской половой признак, и каждый может решить сам, нужна она ему или нет.
Алматы