Об этом сообщает медиа-портал Caravan.kz со ссылкой на РБК.
Напомним, дочь президента Узбекистана написала о том, что Ислам Каримов госпитализирован в реанимационное отделение после инсульта. По словам врачей, «лечение потребует определенного времени».
78-летний глава Узбекистана не первый год испытывает проблемы со здоровьем, однако ранее эту информацию официально не подтверждали. По мнению российского эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, «Воскресное сообщение о том, что Каримов находится на стационарном лечении, которое потребует «определенного времени», более чем красноречиво».
История независимого Узбекистана связана с Каримовым, который возглавил республику еще в составе СССР в 1989 году.
По мнению экспертов, есть два наиболее вероятных кандидата в преемники Ислама Каримова: это премьер-министр Шавкат Мирзияев и вице-премьер Рустам Азимов. Хотя по Конституции должность, в случае невозможности президента исполнять свои обязанности, переходит к председателю сената. Сейчас этот пост занимает Нигматилла Юлдашев.
В исследовании Международного института политической экспертизы (МИПЭ) говорится о том, что игроками при выборе преемника, помимо самого президента, являются его семья, силовики (среди которых в качестве ключевых игроков можно выделить главу Совета национальной безопасности Рустама Иноятова) и региональные кланы.
По мнению Дубнова, фаворитом сейчас является Мирзияев. Того же мнения придерживается и главный редактор «Ферганы» Даниил Кислов.
Мирзияев приближен к семье президента, у него хорошие отношения с главой страны и его супругой, а также с главой Службы национальной безопасности Рустамом Иноятовым, отличный опыт управления — он не только премьер с 2003 года, но и дважды был губернатором, сейчас у него больше всего полномочий среди других претендентов, перечисляет факторы, определяющие лидерство в негласном соревновании преемников, Кислов.
Вице-премьер Рустам Азимов, сын известного узбекского ученого-физика Садыка Азимова, тесно связан с элитными группами ташкентского клана, указано в исследовании МИПЭ. Он долгое время работал на постах председателя Национального банка внешнеэкономической деятельности и министра финансов.
В апреле этого года Каримов был в Москве на встрече с президентом России Путиным. Сначала главы государств провели встречу вдвоем, а на следующий день общались уже в формате делегаций.
— Если власть наследует Мирзияев, то, скорее всего, Ташкенту не избежать серьезного усиления российского влияния, что вовсе не означает нового возвращения Узбекистана в лоно ОДКБ или его вступления в ЕАЭС. Это будет отвечать скорее интересам прагматичным, нежели политическим, наследникам Каримова нужна будет реальная поддержка, и в Москве на нее не поскупятся, цена вопроса весьма велика, — комментирует Дубнов. — Прозападный крен нового поколения узбекской элиты при этом вовсе не исключен, но резкие повороты в настроениях не свойственны политике Ташкента, это может стать делом будущего.
У премьера с российскими политиками и бизнесменами, работающими в России, хорошие связи, согласен Кислов, но это не означает, что в случае передачи ему власти внешняя политика резко развернется. В исследовании МИПЭ указывалось, что мужем племянницы Мирзияева был племянник российского миллиардера Алишера Усманова. Азимов же, наоборот, считается прозападным, указывают Дубнов и Кислов.
По мнению эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, несмотря на закрытость узбекского общества, маловероятно, что политические элиты не смогут договориться о преемнике. Однако, продолжает эксперт, нездоровье главы государства открывает возможности для исламистов и оппозиции. Представители исламской оппозиции внутри Узбекистана в глубоком подполье, указывает Куртов, основная угроза исходит от соседнего Афганистана, но организовать масштабное вторжение либо мятежи внутри Узбекистана исламистам вряд ли по силам.
Узбекистан, где проживают 32 млн человек, самая крупная страна региона, дестабилизация в нем невыгодна никому — ни России, ни США, ни Китаю, убежден эксперт.
Последняя крупная акция с участием исламистов в стране произошла в 2005 году, когда властями был жестко подавлен мятеж в Андижане.