Вместо опасного и шумного трамвая в Алматы запускают легкорельс - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вместо опасного и шумного трамвая в Алматы запускают легкорельс

Вместо опасного и шумного трамвая в Алматы запускают легкорельс

78 лет трамвай возил алматинцев практически по всему городу. Но в 2015 году его эксплуатация прекращена: рельсы износились, а их замена, прокладка контактного провода – слишком дорогое удовольствие для бюджета: 16,6 миллиарда тенге. Что же теперь будет в центре Алматы на месте трамвайного депо?

  • 7 Августа 2016
  • 2207
Фото - Caravan.kz

Для старожилов трамвай – такой же символ города, как Вознесенский кафедральный собор, Медеу или ароматный апорт. Решение о строительстве трамвайных трасс в Алма-Ате было принято в 1934 году. Под трамвайное депо и мастерские отвели участок между улицами Таранчинской и Кладбищенской, Кашгарской и Пастера. На Уйгурской – Пастера расположилось временное депо. Запустили трамвай 1 декабря 1937 года. В 1993 году трамвайные пути насчитывали уже 93 километра, 200 единиц подвижного состава. Но вскоре часть путей демонтировали, многие вагоны отправились на металлолом.

И все же желтые трамваи чешского производства перевозили пассажиров до 2015 года. Бегал по рельсам и романтичный трамвай-кафе. Но после серьезных ДТП трамвайное сообщение приостановили: в прошлом году вагоны сходили с рельсов аж 43 раза.

По оценкам экспертов, стоимость замены рельсов и контактного провода без учета обновления коммуникаций для прокладки рельсов и закупки дополнительного подвижного состава обойдется в 16,6 миллиарда тенге. Возобновление работы трамвайного маршрута признали экономически нецелесообразным. В планах – запустить в городе современный легкорельсовый транспорт. Перед старыми трамваями он имеет преимущество в скорости, комфорте и безопасности, а также отличается от метро меньшими габаритами и более дешевой инфраструктурой, а от дизельных автобусов – экологичностью. ЛРТ производит до 15 децибел меньше шума, чем трамваи и автобусы.

Легкорельсовый транспорт позволит снизить количество личного транспорта до 25 тысяч единиц ежедневно.

В Алматы предусмотрено строительство линии ЛРТ протяженностью 22,9 километра. Стоимость проекта – 95,3 миллиарда тенге. В ноябре будет объявлен конкурс по определению частного партнера.

Есть идеи? Пишите!

На месте трамвайного депо, что на Гоголя – Байтурсынова, предлагалось сделать музей транспорта Алматы. Но планы изменились. На этой неделе АО “Центр развития города Алматы” объявило о начале открытого архитектурного конкурса на создание концепции общественного пространства на месте бывшего трамвайного депо. Как сообщили в пресс-службе городского акимата, это сделано в рамках реализации программы развития “Алматы-2020”. Подобный конкурс в Казахстане проводится впервые. Его уникальность в том, что к участию приглашаются как архитекторы, так и творческие мастерские, дизайнеры, рекламные агентства, общественные организации, волонтеры, специалисты смежных профессий, а также студенты творческих вузов. Участниками могут быть один автор или инициативная группа.

Цель конкурса – выявить лучшие концептуальные идеи, проекты по обустройству территории бывшего депо. Они должны соответствовать принципам урбанистики, что предполагает доступность для населения, соответствие архитектурно-ландшафтному облику окружающей территории. И – место для творческого общения. Еще в проекте должны использоваться экологичные материалы, простые и экономичные конструкторские решения. В целом, приветствуются любые креативные идеи!

Жители хотят общаться!

Участникам конкурса необходимо представить жюри эскизный проект, концепцию с его описанием, включая обоснование дальнейшей устойчивости проекта. Прием заявок начался 2 августа на сайте almatydc.kz и на электронный адрес: konkurs@cda.kz. Онлайн-голосование и оценка работ членами экспертной комиссии пройдет со 2 по 11 сентября.

А 18 сентября жюри подведет итоги конкурса. Да, в его состав вошли международные архитекторы и урбанисты – директор GehlArchitects Риккардо Марини, профессор Дельфийского технического университета Хьюго Примус, архитектор-урбанист FundacionMetropoli Каталин

Ортенетксе и другие.

В ходе опроса жителей разных возрастных групп, проживающих возле трамвайного депо, большинство проголосовали за переустройство территории в общественное пространство, предназначенное для проведения досуга, встреч, культурных мероприятий. Что это будет – парк-музей, парк развлечений, – решать алматинцам.

Кстати, аналогичные проекты по реновации транспортных инфраструктур существуют в Нью-Йорке (парк “Хай-Лайн”), в Париже (набережная левого берега Сены) и других городах. Так, “Хай-Лайн” разбит на месте надземной железной дороги, на высоте более 10 метров от поверхности земли. В 1980 году железнодорожная ветка была закрыта. В 1990-х годах собственники планировали демонтировать железную дорогу вместе с эстакадой. Но все-таки решили трансформировать пути в парковую аллею по аналогии с парком в Париже, открытым в 1993 году.