Рокфеллер и Standard Oil. Почему Казахстан до сих пор находится в диком капитализме - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рокфеллер и Standard Oil. Почему Казахстан до сих пор находится в диком капитализме

Рокфеллер и Standard Oil. Почему Казахстан до сих пор находится в диком капитализме

В 40 лет Джон Рокфеллер достиг всего, что желал в своей жизни. Он контролировал практически весь рынок нефтепродуктов в США. Кроме нефти это еще и железные дороги, и речные пароходства, и сеть бакалейных лавок.

  • 10 Августа 2016
  • 4643
Фото - Caravan.kz

В правительствах различных штатов уже работали чиновники, которые защищали его бизнес. К 50 годам он дружил с президентами и назначал своих людей в сенат США. Однако в 63 года он потерял свою компанию. Но вошел в историю как первый миллиардер в США и самый бесчестный предприниматель страны, который высасывал соки из людей и бюджета.

Джон создал Standard Oil. Тогда главным нефтепродуктом был керосин. Его использовали в лампах для освещения. Потом придумали горелку – примус, и рынок керосина резко увеличился.

В 60-х годах XIX века нефтяная отрасль состояла из множества мелких скважин и нефтеперегонных заводиков. Высокая конкуренция приводила к постоянным скачкам цен. И Рокфеллер пришел к мысли, что, резко увеличив производство и продажи, можно уменьшить цену на единицу конечного продукта. Так он применил эффект масштаба в нефтепереработке и начал работать над качеством продукта. Потребитель привыкает к определенным свойствам товара. Именно эти свойства определяют его ценность. А значит, и цену. Из этой идеи вышло понятие стандарта для керосина. И нефтяная компания получила свое название – Standard Oil.

Стабилизировав доход, Рокфеллер начал скупать конкурентов. Так возникла идея, что отдельная фирма может контролировать отраслевой рынок. Если сосредоточить в рамках этой компании все критические и повторяющиеся транзакции – от сырья до потребителя – то можно стабилизировать положение фирмы на рынке. Он изобрел вертикально интегрированный холдинг, в котором не все принадлежало одному человеку. Но важно, чтобы монополия контролировала транспортные и финансовые потоки.

Он заключил секретные соглашения с железными дорогами, которые дисконтировали нефтепродукты Standard Oil в обмен на гарантированные объемы перевозок. Низкие издержки позволяли успешнее бороться с конкурентами. Потом олигарх скупал их через подставные компании. Контроль транспортировки обеспечивал монополию: он не владел добычей нефти, но диктовал условия тем, кто ее добывал.

К 1880 году Standard Oil контролировала 95 процентов нефтедобычи Америки. И, как нормальный монополист, резко подняла цены. Началось золотое время Standard Oil.

В 1890-х годах в США работало два десятка таких же крупных компаний – трестов. Они были монополистами на железной дороге, в океанских перевозках, в промышленности, добыче сырья, производстве продуктов питания. Фактически они управляли страной. Их интересы определяли политические решения – на уровне конгресса.

Политики вполне открыто продавали им свои услуги. Коррупция, поиск ренты или захват государства были нормой в Америке того времени. Продажа должностей была нормальным явлением, как и покупка решений. Национальные компании открыто покупали услуги чиновников: получали концессии, права на земельные участки, тендеры на поставки.

К концу XIX века в результате слабости государства и перераспределения капитала реальная власть перешла к трестам и их владельцам. Своей показной роскошью они шокировали пуританскую часть страны. В обществе росла напряженность. Американцы утратили контроль над собственной жизнью. Напряжение, отчаяние и протест выразились в так называемом прогрессистском движении. Его активисты требовали ограничить влияние крупных корпораций и искоренить политическую коррупцию.

Первой целью прогрессистов стала Standard Oil. Президент Теодор Рузвельт позиционировал себя как главу народа США. Исходя из этого, он пожелал подчинить центральной власти все тресты. В 1903 году конгресс создал первый центральный орган власти в экономике – департамент коммерции и труда, в рамках которого формируется Бюро корпораций. Его сотрудники собрали компромат на Standard Oil и передали дело в суд. Через 6 лет разбирательств суд признал трест монополистом. Компания была расчленена на 34 самостоятельных предприятия. Из нее вышли современные Exxon, Chevron, Mobil и ConocoPhillips. Рынок снова стал конкурентным.

История Standard Oil – это показательный пример болячек дикого капитализма. Опыт их преодоления послужил примером для всего антитрестовского законодательства США. Благодаря этому Штаты быстро вышли из этого периода и стали ведущей промышленной державой мира.

Казахстан до сих пор находится на этом этапе. Это видно по всем признакам: слабые суды и институциональные ограничения, перераспределение ресурсов в пользу небольшого числа игроков, создание олигархических структур, отрыв от моральных устоев, слабая роль общества… Все это сдерживает рост экономики, не позволяет развиваться. Если государство найдет в себе силы переломить ситуацию – наша страна будет богатой. Не сможет – мы так и останемся сырьевым придатком тех же Штатов.

Алматы, adil.urmanov@yandex.ru