Аудиозаписи разговоров со столичными «оборотнями в погонах» она передала в редакцию ИА «NewTimes.kz».
Аудиоматериалы в редакцию передала жительница Толебийского района ЮКО Гульманат Байзакова. В телефонном интервью она рассказала, что сотрудники столичной полиции якобы вымогают 200 тысяч тенге, чтобы закрыть сфабрикованное ими уголовное дело. Фигурантом этого дела является брат Байзаковой – 17-летний Бакытжан Нураша.
Свои слова женщина подкрепила аудиозаписями переговоров с «оборотнями в погонах». На одной из них зафиксирован диалог Гульманат Байзаковой с мужчиной. В ходе разговора он представляется «опером». Люди на аудиозаписи говорят на казахском языке. Мы приводим часть беседы в переводе на русский.
Байзакова: В общем, сколько просят?
Мужчина: Двести он просит. Ни копейки лишней вашей мне не надо.
Байзакова: Значит, вы держите заявление, не пускаете, да?
Мужчина: Да.
Байзакова: Тут не знают, что делать. Хотим продать скотину, но это можно будет сделать только завтра… Сегодня уже не получится.
Мужчина: Это все вы ему самому объясняйте…
Байзакова: Так вы следователь?
Мужчина: Нет. Я опер. Следователь вам до этого звонил.
Байзакова: Как ваша фамилия?
Мужчина: Зачем вам моя фамилия?
Со слов Гульманат Байзаковой, ее 17-летний брат Бакытжан Нураша поехал из ЮКО в Астану на заработки. Молодого человека уговорил знакомый семьи, житель Толебийского района Вахабжан, пообещав бесплатное проживание, питание и зарплату — 100 тысяч тенге в месяц.
— Бакытжан был несовершеннолетним и Вахабжан отпросил его у матери, пообещав, что и деньги за работу, и Бакытжана он сам привезет обратно в аул. Бакытжан остался в Астане. Позже Вахабжан поменял замок в квартире, где они жили, и не пустил Бакытжана в помещение. Затем Вахабжан написал заявление в РОП, в котором указал, что Бакытжан якобы ограбил ту квартиру. После этого 16 июля два оперуполномоченных задержали Бакытжана на улице и забрали его в полицию. Оперуполномоченные Еркин, Азамат и следователь Нурдаулет держали юношу в РОП в течение 10 часов, — рассказала Байзакова.
По ее словам, именно 16 июля родные потеряли связь с Бакытжаном, поэтому кинулись искать «благодетеля» Вахабжана, но и его мобильный был вне зоны доступа. Каково же было их удивление, когда им позвонили из полиции Астаны.
— Они нам сказали, что на мальчика возбуждено уголовное дело, немедленно высылайте нам деньги. Мы сразу не поняли, проверили по ЕРДР, заявления нет. Мама сразу же обратилась в Толебийский РОВД ЮКО, мы написали заявление о том, что ребенок потерялся. Через неделю Бакытжан появился, он вышел на связь с мамой. Говорит, что у него просят 200 тысяч тенге, чтобы его отпустили. По словам брата, 3 дня его держали в подвале. Неделю назад мы ребенка нашли в Астане, он прятался от полиции на какой-то помойке. Мы сами поехали за ним, забрали из Астаны и привезли в родной аул. Но до сих пор из полиции Астаны звонят и просят деньги — 200 тысяч или 150 тысяч тенге, сказали, сколько можете найти, столько и привезите, — сказала сестра Бакытжана.
По мнению ее родных, дело на Бакытжана сфабриковано. Платить деньги «вымогателям» они не намерены. Более того, хотят, чтобы нечистых на руку полицейских поймали и наказали. Об этом мать Бакытжана прямо заявила собеседнику на другой аудиозаписи.
— Вы ответите за то, что требовали положить деньги на банкомат и за все такое…, — говорит женщина на аудиофайле.
Между тем, как рассказала агентству Гульманат Байзакова, «вымогатели» угрозами заставляют ее родных «рассчитаться» с ними.
— Нам сказали в понедельник, 1 августа, приехать в Астану и отдать деньги. Если мы этого не сделаем, то опер Еркин, который задержал Бакытжана, лично приедет в ЮКО и заберет мальчика. Я с ним говорила, спрашивала, на каком основании они задержали ребенка, хотя заявление не зарегистрировано. На что Еркин мне сказал, что это нетрудно, дескать, в любой момент могут зарегистрировать, все в их руках, — пояснила она.
Редакция «NewTimes.kz» теряется в догадках: в лапы «оборотней в погонах» попали родные Гульманат Байзаковой или, быть может, мошенников? В любом случае, мы надеемся на всестороннее и объективное расследование. Имеющиеся у нас аудиоматериалы мы намерены передать в министерство внутренних дел РК.