Аким-велосипедист. Габидулла Абдрахимов руководит Шымкентом с думой о своем завтрашнем дне - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+4 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Аким-велосипедист. Габидулла Абдрахимов руководит Шымкентом с думой о своем завтрашнем дне

Аким-велосипедист. Габидулла Абдрахимов руководит Шымкентом с думой о своем завтрашнем дне

В городе Шымкенте – особенный аким. Габидулла Абдрахимов и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Ну не буквально, конечно. Но нарушителей правил дорожного движения ловил. И мобильники в школах запретить предлагал. И вообще сказал горожанам: “Если мы не решим проблемы Шымкента, уйдем с работы”. В общем, громкий гудок у него на всю страну. Одна опасность – что весь пар в гудок и уйдет.

  • 29 Июля 2016
  • 3176
Фото - Caravan.kz

“Грузите апельсины бочках братья Карамазовы”

На днях информационное пространство Казахстана взорвали сообщения о том, что мэр Лондона Садик Хан направил своему шымкентскому коллеге Габидулле Абдрахимову телеграмму, в которой выразил надежду на развитие плодотворного сотрудничества. Источником сенсационного сообщения стал сайт, только не мэрии Лондона, а акимата Шымкента. Акимат сообщил, что одно из основных направлений возможного сотрудничества – развитие технологий “умных городов” и устойчивого развития мегаполиса.

В этой новости все прекрасно. И то, что о новых технологиях мэры договариваются по телеграфу (почему не по факсу тогда уж – в подражание Остапу Бендеру?). И то, что официальные аккаунты лондонской мэрии и сам Садик Хан об этом эпохальном документе ничего не говорят. И то, что у Шымкента есть город-побратим в Великобритании, с которым было бы логично сотрудничать, но это не Лондон, а Стивенейдж.

Как брататься, так с заштатными городишками Англии, а как сотрудничать – так со столицей Великобритании! Помните анекдот: “Странно, “Му-му” написал Тургенев, а памятник поставили Пушкину?”.

Что касается “устойчивого развития мегаполиса”, тут, конечно, Садик Хан многому может научить Габидуллу Абдрахимова.

Например, он решил продать три водомета, купленных предыдущим мэром после беспорядков в Лондоне в 2011 году. Как известно, чтобы продать что-нибудь ненужное, сначала надо купить что-нибудь ненужное. Есть ли на это деньги у Габидуллы Абдрахимова? Сомневаюсь, ведь даже на проект превращения берега реки Кошкар-ата в благоустроенную зону отдыха он пообещал привлечь бизнесменов, да и сами шымкентцы начали сбор средств на это благое дело, не надеясь на бюджет.

Еще Садик Хан всячески демонстрирует толерантность. Например, он – мусульманин! – возглавил недавний гей-парад в Лондоне с участием десятков тысяч шествующих. Даже в страшном сне не могу представить такой вот результат “устойчивого развития” в Шымкенте. Предел нетрадиционности Габидуллы Абдрахимова – его увлечение тайским… нет, не массажем, а боксом. Впрочем, в этом он не одинок – его бывший шеф Карим Масимов возглавляет Казахстанскую федерацию муай тай, так что на сегодняшний день увлечение вполне политкорректное.

Садик Хан, как известно, сторонник привлечения в Лондон рабочей силы вне зависимости от происхождения. Он даже провозгласил лозунг “Лондон для всех”. И тут он г-ну Абдрахимову тоже не советчик, ибо Шымкент, как и все южноказахстанские населенные пункты, должен, наоборот, поделиться своими сынами и дочерями с северными регионами в рамках общегосударственной миграционной концепции.

А вообще, чтобы заниматься устойчивым развитием мегаполиса, надо этот мегаполис сначала построить. При всей моей любви к Шымкенту это еще не мегаполис. Ну разве можно назвать мегаполисом город, в котором охват населения канализационными сетями составляет 45 процентов, а план до 2020 года – 62? Вот построят Shymkent City – тогда и поговорим!

Конь педальный, виртуальный

Всеобщее уважение и любовь казахстанцев, проживающих не в Шымкенте, Габидулла Абдрахимов снискал благодаря простому методу: он сел на велосипед.

Почему-то в Казахстане велосипед постепенно стал мерилом деятельности: если аким устраивает велопробеги и сам участвует в них, если строит велодорожки, если организует велопрокат, этот аким передовой, эффективный, заботящийся о своих горожанах.

Аким Шымкента переплюнул всех своих коллег. Он заявил, что будет ездить на работу и с работы на велосипеде – так долго, как только позволит ему погода. Да, такие заявления делали и другие, например, Бауыржан Байбек, мэр Алматы, но там дальше слов не пошло. У Габидуллы Абдрахимова процессы выстроены иначе – как-никак не просто болашаковец, а с опытом работы во главе многих исполнительных структур!

Через некоторое время после данного им обещания в Интернете было опубликовано его фото на велосипеде – в джинсах, нестрогом пиджаке, с сумкой через плечо он катился по улицам Шымкента, как бы не замечая фотографа. И это фото активно растиражировали в соцсетях и СМИ. Спустя некоторое время появилась другая фотография – снятая с иного ракурса. Она, как и первая, была почти идеальной по композиции, балансу и прочим фотографическим премудростям, но тоже снята случайным прохожим совершенно спонтанно.

И, наконец, апофеозом всей этой истории стало короткое видео: люди, едущие на автомобиле, обгоняя акима своего города, засняли, как он крутит педали, и при этом одобрительно кричали ему “красавчик!”.

Сам Габидулла Рахматуллаевич категорически отрицает какую бы то ни было пиар-подоплеку этих утечек фото- и видеоматериалов. Я, говорит, обещал ездить на велосипеде, я и езжу. Естественно, мол, что меня горожане видят и радуются.

А вот лично я за г-на Абдрахимова переживаю. В последние дни и в Алматы больше 40, а в Шымкенте, говорят, так все плюс 50 на солнце. А он разъезжает без головного убора. Так ведь и головку напечь может!

Ну и дополнительные хлопоты это теперь для обслуживающего персонала. Ведь на всех рабочих фотографиях – инспектирует ли он подземные переходы, выезжает ли на строительство Shymkent City, или дает указание убрать строительные заборы на улице Мангельдина – г-н Абдрахимов всегда в костюме и галстуке. Понятно, что на работу он приезжает в более простецкой одежде, принимает душ и переодевается. А вот то, во что он переодевается, в сумке через плечо не увезешь. Значит, доставляют в рабочий кабинет. В общем, если раньше по маршруту “дом – акимат – дом” возили акима, то теперь – его костюм, рубашку и галстук. И даже, кажется, туфли.

Но я верю, что все это не для пиара. А чтобы приучить горожан вести здоровый образ жизни, беречь экологию, снизить аварийность на дорогах. Вон уже и велодорожки начали строить – аж 12 километров в общей сложности соорудили. Нет, ну улицы-то в Шымкенте в общей сложности длиной больше 2,5 тысячи километров, но, как говорится, дорогу осилит идущий… пардон, едущий. На велосипеде.

Опять же, открыли систему велопроката Shymkent Bike. Правда, пока только четыре станции вместо 40, и годовой абонемент стоит не 6 тысяч, а почти в два раза больше. Но зато уже есть первый клиент – сам аким города, купивший первый абонемент и прокатившийся на новехоньком велосипеде с туристическим лого Шымкента (есть и такое!).

На велосипеде – в светлое будущее

Надо признать, что г-ну Абдрахимову повезло больше, чем его коллегам, которые руководят большими городами. Все-таки внимания Шымкенту уделяется меньше, чем Астане и Алматы.

Вон Асет Исекешев как хочет понравиться жителям столицы! И самолеты в аэропорту сам встречает, и на Талдыколь регулярно ездит, и даже извиняется – например, после очередного потопа. Но астанинцы относятся к нему пока осторожно – пытаются понять, где у него заканчиваются слова и начинаются дела. А остальные казахстанцы только вполголоса говорят: ты не извиняйся, ты работай!

Опять же, кому придет в голову интересоваться: где был аким Шымкента в ответственный момент? К примеру, почему-то никто не спрашивал, какое участие принимал Габидулла Абдрахимов в захвате одного из самых опасных бандитов, изменника Родины Тохтара Тулешова в Шымкенте. А вот после теракта в Алматы многие интересовались, где был г-н Байбек 18 июля. Спасибо, министр внутренних дел успокоил: аким Алматы был в Алматы, помогал контртеррористической операции как мог.

Или, скажем, все обсуждают поручение, которое дал Президент тому же г-ну Байбеку, – поднимать благосостояние алматинцев. И теперь все интересуются, как попасть в число тех алматинцев, чье благосостояние будет поднимать аким – на всех-то его явно не хватит. И никто не интересуется у других акимов, в частности, у акима Шымкента, понял ли он, что поручение относится ко всем, и каждый градоначальник должен усиленно работать над улучшением материального положения жителей своего города.

Предшественники г-на Абдрахимова этим особым статусом Шымкента пользовались. Хозяйство большое, денежное, перспективное, а не на виду. Вроде как периферийным зрением за ним наблюдают и из Акорды, и из правительства, и журналисты, и общественные деятели, но особого внимания не обращают. Вот и славно! В такой ситуации можно тихо, но плодотворно поработать. Главное, не накосячить так, чтоб на всю страну прославиться.

Но Габидулла Рахматуллаевич – человек иного склада. Он думает о будущем. Ну вот построит он третий мегаполис в Казахстане, снимет со всех машин тонировку, возведет прозрачные пункты охраны правопорядка, соорудит развязки и переходы, проложит велодорожки, выучит казахский… А дальше что? Не будет же он вечно акимом Шымкента сидеть! Надо ж будет дальше двигаться, расти по карьерной лестнице. У успешного акима перспективы – ай да ну, можно замахнуться даже на Вильяма нашего Шекспира – в смысле на пост главы правительства!

Но если просто делать свою работу, то как о твоих выдающихся да и не очень выдающихся успехах узнают люди, принимающие решения? Нет, сидя в тени, до светлого будущего не дотянешься. Надо садиться в седло и крутить педали.

И результаты такого новаторского подхода не замедлили появиться. Скажите, многие ли сейчас быстро вспомнят, кто нынче аким Южно-Казахстанской области? (Извините, Бейбут Бакирович!) А вот акима Шымкента нынче знает в переулке каждая собака, причем даже если этот переулок не в Шымкенте. Ну если не знает по имени, то уж точно – “а, это тот, который на велосипеде на работу добирается!”.

Остается только надеяться, что с велосипеда и впрямь городом руководить сподручнее.

А кепочку вы, Габидулла Рахматуллаевич, все же наденьте. Не ровен час – удар получите солнечный. Будет обидно.

Алматы