Громкие открытия и взлет научного и туристического интереса пообещали археологи Восточному Казахстану. В регионе не пожалели денег на исследование знаменитых памятников древности.
100 миллионов тенге – такую беспрецедентную для отечественной археологии сумму выделил бюджет Восточного Казахстана для научных исследований. Впервые масштабные международные экспедиции пройдут сразу в нескольких районах области – Катон-Карагайском, Зайсанском, Тарбагатайском, Аягозском, Уланском. Местная власть уже пообещала запечатлеть новейшие открытия в документальном фильме и обсудить на представительном научном форуме.
Одарить по‑царски
В центре внимания – экспедиция известного археолога Зейноллы САМАШЕВА. Среди коллег он слывет любимцем Фортуны – на его счету сенсационные раскопки погребения скифо-сакского вождя III века до нашей эры в Берельской долине, или, как ее еще называют, Долине царей.
Первым священную долину в верховьях Бухтармы 150 лет назад открыл исследователь Василий Радлов. Ученый предположил, что такие места служили древним кочевникам вроде фамильного некрополя – где бы ни умирал вождь, его хоронили только в Долине царей. Около полусотни находок той экспедиции до сих пор хранятся в Москве в Государственном историческом музее. 18 лет назад удача улыбнулась Зейнолле Самашеву: в кургане № 11 в линзе вечной мерзлоты его экспедиция нашла захоронение царской особы с сохранившимися украшениями в виде грифонов, фантастических оленей, туров. Историки получили новые представления о так называемой пазырыкской культуре – древнем народе, который умел добывать золото и делать из него тончайшую фольгу, изготавливать войлок и украшать его сложным орнаментом…
Грабили – не грабили
Этим летом археолог приступает к раскопкам Берельского кургана № 2. Сама его история удивительна. Долгое время он был помечен на карте как второстепенный объект. Считали, что это обычные камни, сваленные грудой, вероятно, в ходе предыдущих раскопок. Несколько лет назад ученый решил на всякий случай проверить участок. И ахнул: рентген показал под ногами захоронение! После расчистки открылась восхитительная картина – плоская кладка диаметром больше 28 метров в виде концентрических кругов из каменных плит. Похожие курганы, богатые золотом, не так давно были найдены в Минусинской котловине.
– Захоронен представитель кочевой элиты, – дал сдержанную характеристику археолог. – Трудно предсказывать результаты, все зависит от того, когда курган грабили – в XIX веке или раньше.
По большому счету, все или почти все курганы – грабленые. Многие даже дважды. Сначала их потрошили современники в IV–III веках до нашей эры по принятой тогда традиции забирать из могильников хоть что-нибудь. А в XIX веке захоронения сильно потрепали бугровщики – шайки охотников за древним золотом. Тем не менее шансы на успех у экспедиции Самашева немалые. В его команде – известнейшие специалисты из Японии, Китая, Турции, России. И потом, мы же с вами помним: археологу сопутствует удача.
– Сейчас важны не столько новые артефакты, сколько их музеефикация, то есть создание музейных экспозиций, – заметил Зейнолла Самашевич. – Это нужно для патриотического воспитания, для развития науки и техники, туризма. У нас есть макет Берельского музея под открытым небом, теперь ждем строительства.
Ну что за народ пошел!
Масштабные исследования намечены также в Зайсанском районе в Чиликтинской долине с полусотней царских курганов VIII–VII веков до нашей эры. Причем, по словам руководителя проекта доктора исторических наук Абдеша ТОЛЕУБАЕВА, раскопки должны стать заключительным аккордом для научного обоснования самостоятельной чиликтинской культуры. В Уланском районе запланированы работы на Аблайките – буддистском монастыре XVII века. Он был построен около 350 лет назад джунгарским ханом-просветителем Аблаем, толщина стен – три с половиной локтя. В XIX веке известный путешественник Миллер оставил запись, что нашел в Аблайките свитки в таком количестве, что не увезти и на десяти лошадях. Лет 25–30 назад здесь можно было увидеть каменные постаменты под колонны. Сейчас все растащено…
Студенты расчищают кладку кургана с захоронением сакского вождя
– По Шелковому пути, который соединял Азию и Европу, вместе с торговыми и культурными отношениями распространялись христианство, буддизм и ислам, – рассказал руководитель проекта доктор исторических наук Карл БАЙПАКОВ. – Тибетский буддизм до сих пор во многом остается загадкой, он интересен философией, достижениями в области медицины, антропологии. От Аблайкита осталось огромное количество манускриптов на тибетском языке, рисунков, зарисовок. По слухам, экспедиция, направленная Петром Первым, нашла здесь клад на золотой подстилке, 16 пудов золота. Есть легенда, что на дне озера лежит сброшенная статуя Будды. Будем проверять, хотя надо понимать, что такие памятники всегда обрастают массой мифов.
Часть старинных документов из Аблайкита сейчас хранится в Казахской академии наук и в России – в Институте восточных рукописей. В планах ученых – раскопки и, возможно, даже реставрация монастыря. Как отметил Карл Байпаков, памятник старины должен сработать на туризм, привлечь массу людей.
– У меня двоякое отношение к Аблайкиту, – неожиданно резко отреагировал археолог Самашев. – Как ученый, я соглашусь, что любой памятник прошлого заслуживает исследования. А как гражданин, патриот, вижу, что он оставлен джунгарами, с которыми наши предки воевали, отстаивали независимость… Где джунгарская конница ступала, там везде пытались маркировать земли – строили монастыри, крепости. Аблай пытался показать, что это завоеванная джунгарами земля. С этой точки зрения восприятие может оказаться крайне негативным.
Пусть специалисты судят, какие исследования актуальнее. Для жителей Восточного Казахстана куда важнее, что все археологические находки будут переданы в фонды областного историко-краеведческого музея. Что культурная сокровищница региона станет богаче.
Усть-Каменогорск