Как паны и пани зарабатывают money - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как паны и пани зарабатывают money

Как паны и пани зарабатывают money

Своих 38 миллионов граждан Польша может прокормить, одеть-обуть, обеспечить косметикой, бытовой техникой, лекарствами, оборудованием, навороченными технологиями и многим другим – к чему Казахстану еще идти и идти. Сегодня товарооборот между нашими странами составляет миллиард евро в год. Парадокс: в город яблок – Алматы – тоннами везут польские яблоки.

  • 25 Июля 2016
  • 2319
Фото - Caravan.kz

Как небольшой стране удалось добиться такого прогресса и чему здесь стоит поучиться, выясняла корреспондент “КАРАВАНА”.

Пока я собирала чемодан в пресс-тур по Польше, мама разразилась воспоминаниями и перечислила навскидку несколько польских брендов, которые знала каждая советская женщина. Например, легендарные духи “Быть может” и “Пани Валевская”, консервированные овощи “Pudliszki”. Рассказала, как за польской косметикой охотились все модницы, ведь после французской это был шик и блеск number one. А в начале 90-х первые шоп-туры были именно в Польшу.

Сегодня в Евросоюзе эту страну в шутку называют “местным Китаем” – многие западноевропейские бренды свой товар для внутреннего рынка отшивают именно на польских фабриках. Только качество вещей, обуви здесь в разы выше. Центр легкой промышленности – город Лодзь.

Есть и собственные бренды, которые можно встретить на рынках России, Белоруссии, Украины, прибалтийских государств и Казахстана. В одном из варшавских outlet за полуторачасовой шоп-марафон я насчитала более 20 польских производителей косметики, бытовой химии, техники, одежды, обуви, белья… Сравнила цены с Казахстаном. Даже учитывая непривлекательный для казахстанцев курс евро и доллара, шопинг оставил самые приятные воспоминания.

Побывала я в торговом центре Zlote Tarasy, что в центре Варшавы. Модные вещи в переводе на тенге можно купить за 3–7 тысяч, детскую обувь популярного польского бренда ССС (Lasocki)– от 2 300, кожаные босоножки, туфли – 10–15 тысяч тенге.

От продавцов, более или менее владеющих русским, узнала, что в Польше проходит Неделя моды Poland Fashion Week, где неизвестные в модном сообществе дизайнеры показывают свои таланты.

Прогуливаясь по улицам старого города Варшавы, мы нашли множество дизайнерских лавок со льном, шерстью, кружевом, серебром, янтарем. Вместе с коллегами заметили: женщины здесь одеваются очень стильно, и в их образе нет той небрежности, свойственной некоторым европейским дамам.

Грант Евросоюза потратили с умом

Как живут поляки? – спросили меня по возвращении коллеги.

Позволю себе немного статистики, которая говорит сама за себя.

Экономика Польши возросла на 100 процентов после вступления в ЕС. В 2015 году объем экспорта составил 180 миллиардов и превысил импорт почти на 4 миллиарда евро. Страна занимает 25-е место в рейтинге комфортности бизнеса в мире и пятое – в Европе.

Каждый седьмой владелец европейской компании отметил: Польша интересная в плане инвестиций и удобная для развития бизнеса страна. Кроме того, она внесена в список самых безопасных и стабильных государств мира. С работой здесь нет таких проблем, как, например, в Греции или Болгарии. При этом страна не имеет нефти, газа и других природных ресурсов из таблицы Менделеева, как Казахстан.

Развитая инфраструктура – отдельная тема для разговора. Трудно в это поверить, но до вступления в Евросоюз здесь, так же как у нас, сильно хромали дороги, оставлял желать лучшего сервис. А за нарушение ПДД можно было “договориться” с дорожными полицейскими. Но все изменилось. После вступления в ЕС Польша получила гранты в размере 80 миллиардов евро. К слову, гранты от ЕС получали многие, например Болгария, но потратить с умом смогли не все. А в Польше, как шутят поляки, из этой суммы “налево” ушло столько, чтобы не пострадала страна. Появились хорошие дороги, после чего мировые логистические компании открыли здесь свои центры. По уровню коррупции страна занимает 39-е место в мире. А Казахстан в индексе восприятия коррупции Transparency International 2015 года встал на 123-е место.

На вопрос: как удалось полякам сделать то, что другим пока не под силу? – эксперты агентства информации и иностранных инвестиций ответили: у молодого поколения поменялся менталитет. Пришло понимание, что в страну, где высокий уровень коррупции, инвесторы просто не пойдут. К тому же по итогам прошлого года только за счет зарубежных инвестиций создано 20 тысяч рабочих мест.

 

 

Госорган держит “марку”

– Мы наблюдаем тренд: компании инвестируют в процесс производства продукции, а вскоре размещают научные центры исследований, лаборатории, где могут работать и студенты польских вузов, – рассказывает главный специалист департамента экономического развития Марчин БУЛИНЬСКИЙ. – Так было, например, с одним известным производителем автомобилей. Для инвесторов мы – омбудсмен, представляем их интересы. Ежегодно у нас открывается 50–60 новых фирм. Нам доверяют, и наше агентство старается держать марку.

После падения цен на нефть Казахстан активно привлекает зарубежные инвестиции. Польша этот процесс прошла. И сегодня представители этого госоргана также работают над продвижением польских брендов за рубежом.

– У нас шесть приоритетных секторов: машиностроение, авиационная промышленность, бытовая техника, биотехнологии, исследовательские работы, сельское хозяйство, – продолжает эксперт. – Как мы себя пиарим? Выезжаем в привлекательные страны – США, Францию, Германию, Великобританию, Японию, Южную Корею, Китай, встречаемся с руководителями компаний. В последнее время бизнес-миссии сопровождают государственные визиты президента, премьер-министра, министра экономики Польши. Реклама в СМИ, выставки не очень сильно приносили доход, потому мы изменили тактику и строим взаимоотношения посредством личного общения между компаниями.

Как “привязать” инвестора

Для развития производства в Польше создано 14 свободных экономических зон. Государство дает предпринимателю грант, освобождает его от аренды, подоходного налога в размере 19 процентов, предоставляет развитую инфраструктуру. Кроме того, компании могут получить деньги на обучение своих сотрудников. А еще через спецзону легче “достучаться” до власти. Да, в каждой зоне – свои правила.

Я побывала в одной из таких зон – в научно-техническом парке Гданьска, Поморского воеводства. На площади 2 тысячи гектаров расположились 120 инвесторов. Ежегодный товарооборот спецзоны – 10 миллиардов злотых, или 2,5 миллиарда евро. Вход открыт для всех, кто может вложить 100 тысяч евро, создать минимум пять рабочих мест. Как рассказала директор департамента парка новых технологий Гданьска Магдалена СТЖЕЛЬЧИК, руководство парка сотрудничает со школами, вузами, чтобы инвестор имел рабочую силу. Кстати, в Польше, как и во многих странах ЕС, возник дефицит квалифицированных рабочих кадров, так как когда-то были потеряны профтехучилища.

– Основная цель – создать комфортные условия, чтобы надолго связать инвестора с этим местом, – не скрывает директор.

 

Уникальный процесс создания фильма о Ван Гоге

Китайский хомяк в помощь… онкологам

Больше всего меня впечатлило, что самые неординарные проекты здесь имеют право на жизнь. Так, IT-специалисты разработали проект подводного отеля, сооружение которого скоро начнется на Мальдивских островах. Еще есть жилой комплекс на воде. На свет появилась программа для смартфонов “AirHelp”, которая помогает пользователю в случае задержки авиарейса получить компенсацию.

Создатель компании “Bilander” Петр ЯНЧИК рассказал об уникальной программе, помогающей снизить кражи на нефтепроводах, сократить затраты тепла и электроэнергии в городах, на предприятиях. Также компания занимается анализом рынков. По мнению эксперта, самая перспективная профессия будущего – аналитик информации.

Еще я посетила научный центр компании “Polpharma”. Здесь ученые работают на будущее. Один препарат создается 7–8 лет. Разработка препарата с нуля стоит один миллиард евро. Любой аппарат в лаборатории в разы дороже “Роллс-Ройса”. В лаборатории биотехнологий ученые на основе клетки ДНК китайского хомяка создают лекарство для лечения онкологических заболеваний. Клетку грызуна взяли еще в 1957 году, с тех пор ее выращивают. Ни один хомяк при этом не пострадал, утверждают ученые.

 

 

Конечно, мне было интересно посмотреть производство польской косметики. В стране – более 400 производителей. Я побывала на производстве компании “Ziaja”. Она экспортирует косметику в более 40 стран. Первыми тестируют на себе новинки сотрудницы лаборатории, а вот любые опыты на животных здесь запрещены. По этой причине фирма отказалась экспортировать свою продукцию в Китай.

А если у небольшой, но перспективной компании не хватает средств, в парке помогают их найти при условии, что верят в ее идею. Я попала в студию будущего “Breakthru films”. Она – резидент спецзоны. 95 художников со всего мира вручную рисуют масляными красками анимационный фильм “Твой Винсент”, о жизни, смерти и творчестве гениального художника. Исполнительный продюсер этого проекта Шон БОББИТ в прошлом году уже получил “Оскара” за анимационный фильм “Петя и Волк”. Когда у киностудии появились финансовые трудности, руководство парка организовало аукцион по продаже картин, из которых был собран оскароносный мультик. И вот теперь все уверены: фильм о Ван Гоге, состоящий из 66 тысяч сканированных картин, принесет новую золотую статуэтку.

 

Шон Боббит и его "Оскар"

Поляки подскажут, как развивать транспорт Алматы

– Какой польский опыт мог бы заимствовать Казахстан?

– Польша научилась хорошо экспортировать товары, услуги, – говорит чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Польше Алтай АБИБУЛЛАЕВ. – Приведу пример. В 2015 году товарооборот между Польшей и Россией составлял 11,5 миллиарда долларов. Из них 2,5 миллиарда –сельхозпродукция. После ввода санкций польское правительство сумело переориентироваться на семь направлений – страны Персидского залива, Турцию. И при этом ничего не потеряла, а экспорт сельхозпродукции вырос до 7,5 миллиарда. И нам нужно изучать этот опыт, как продвигать национальный экспорт. Внутренний валовой продукт этой страны составляет 565 миллиардов долларов. Из них 42,5 процента производит малый, средний бизнес. Эти два направления могли бы стать определяющими в нашем сотрудничестве.

В докризисный период товарооборот между Казахстаном и Польшей составлял 2,2 миллиарда долларов. В прошлом году – 1,1 миллиарда, по польским данным – 1,35. Кризис открывает новые возможности для того, чтобы польский бизнес переехал на нашу площадку.

Многие компании видят в Казахстане хаб для расширения своего производства, экспорта товаров в Центральную Азию, евразийское пространство, Западный Китай.

– Сейчас открылся новый мощный рынок – Иран, – продолжает Алтай Абибуллаев.– У Казахстана есть прямое железнодорожное и авиасообщение, что заинтересовало поляков. Наше соседство с Китаем – отличная возможность расширить казахстанско-польско-китайское сотрудничество.

Да, польские транспортные компании уже сделали интересное предложение властям Алматы – пересмотреть инфраструктуру города. Как мы убедились, у поляков в этом вопросе действительно огромный опыт: для чересчур активных туристов, как наша группа из Казахстана, дежурный транспорт на улицах Варшавы ходит даже ночью.

Алматы – Варшава – Гданьск

Одна из лабораторий будущего в научно-техническом парке Гданьска

 

 

 

Фото Елены КОЭМЕЦ