Костанайский пенсионер покоряет высочайшие вершины мира после тяжелейшей операции на сердце - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Костанайский пенсионер покоряет высочайшие вершины мира после тяжелейшей операции на сердце

Костанайский пенсионер покоряет высочайшие вершины мира после тяжелейшей операции на сердце

Именно так ставил для себя вопрос шестидесятидвухлетний пенсионер из Костанайской области, поднявшийся на всемирно известные горные вершины.

  • 20 Июля 2016
  • 1327
Фото - Caravan.kz

В феврале этого года он поднял казахстанский флаг на Килиманджаро. В июне – на Эльбрусе. Причем сделал это после серьезной операции по шунтированию сосудов сердца. Перенеся такую, большинство людей с его диагнозом вынуждены жить тихо, с минимальными, строго дозированными нагрузками, прислушиваясь к капризам своего изношенного сердца. А этот  человек решил рискнуть нарушить все правила и предписания. Рискнул и выиграл.

Лучше гор могут быть только горы

И вот в той самой точке, когда у большинства обычных людей жизненный экстрим естественным образом замещается экстримом болезни, Михаил Терехов сказал себе: “Фигушки! Надо жить, а не гнить”. Ну, может, не такими именно словами, но содержание его мыслей, признается он, было именно таким.

Можно сколько угодно рассуждать на тему, самый ли разумный это подход к своему здоровью, когда ты пенсионер с богатым анамнезом. Врачи, кстати, не уверены. Заняться экстремальным восхождением на величайшие вершины мира с больным сердцем Михаилу Григорьевичу наверняка не порекомендовал бы ни оперировавший его костанайский кардиохирург Владислав Ачкасов, ни его лечащий врач Наталья Борисовна Заляева. Но Терехов разрешения не спрашивал. Он начал подготовку к встрече с горами, лучше которых могут быть только они сами, как пел когда-то Владимир Высоцкий. Тоже, как известно, имевший большие проблемы с сердцем и любивший альпинизм. Правда, платонически.

Михаил Григорьевич – человек трезвый. Риск не дойти до цели со своей сердечной недостаточностью понимал. Риск умереть в любой момент и в любой точке своего пути тоже. Но пить пенсионерские кисели бывший горный инженер, 18 лет проработавший в Житикаре на шахтах, не желал ни в какую. И он решил рискнуть. Почувствовать, что по-прежнему мужик и что жизнь стелется ему под ноги, пусть не шелковым ковром, но вполне себе торной тропой.

“Он идет к Килиманджаро”

В больницу он попал в августе 2014-го. Операция по шунтированию сосудов прошла успешно.

– И тогда я задумался о большом и интересном путешествии. Долго думал, куда и как поехать. И в конце концов решил отправиться в Танзанию. Цель была определена: Килиманджаро – высочайшая вершина Африки. Одна из списка “Семи вершин” – самых высоких точек континентов планеты. Она считается не самой сложной для альпинистов. В 2015 году ее даже покорила 86-летняя россиянка Ангела Воробьева, которая была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый пожилой горный турист в истории. Покорялась вершина и подросткам, и пенсионером. Что не помешало ей забрать немало жизней. Трое американцев, говорят туристические справочники, погибли при попытке восхождения в 2006 году – их убил оползень.

 

Цветы к памятнику воинам, погибшим, защищая Кавказ

– К путешествию Михаил Григорьевич готовился долго, больше года. Искал снаряжение, которого в Костанае отродясь не бывало, собирал деньги, поскольку стоит оно дорого, не по пенсионерским доходам.

Параллельно готовил себя физически. Рассказывает, что занимался в спортзале каждый день по 4–5 часов. Главное было – потренировать сердце и повысить выносливость. Здорово помогли упражнения на наклонной под углом в 20 градусов беговой дорожке. За один подход – 10 км.

Уходил вымотанный, но с каждым днем чувствовал, что кровь все активнее течет по жилам, что жизнь и силы возвращаются. И в один прекрасный день он пошел в турагентство, чтобы решить вопрос собственно о путешествии. Решил, что готов.

Восьмого февраля после 8-часового подъема он водрузил флаг Казахстана на пик Ухуру на высоте 5 895 м над уровнем моря. И вернулся домой другим человеком. Во многом другим, но главное – понимающим, что теперь только вперед и вверх. Тогда ему был 61 год.

Выше всех в Европе

А нынешним летом, когда близкие уже поздравили Михаила Терехова с 62-летием, он преподнес всем сюрприз. Сообщил, что уезжает покорять… Эльбрус.

Вообще-то он об этом говорил еще по возвращении из Африки, но как-то не очень верилось: один раз – случай, а два – уже система.

Для тех, кто не в теме, – высочайшая вершина Европы. Посложнее, чем Килиманджаро, будет для восхождения. Терехов это трезво понимал. И опять – ежедневные изматывающие тренировки, жесткая экономия – путешествия вообще-то вещь недешевая, а уж такого рода – тем паче. Говорит, заметно похудел, пока готовился, зато в выносливости явно прибавил.

…На западной вершине Эльбруса (5 642 м) Михаил Григорьевич стоял утром 17 июня. Вымотанный, казалось, едва живой, но совершенно счастливый: выше его и трех его спутников в этот момент в Европе не было никого. Из группы в 6 человек смогли подняться четверо.

Сейчас Терехов вспоминает шквальный ветер, нулевую видимость, замерзающие, несмотря на полную экипировку, руки с чувством глубокого удовлетворения – выдержал!

 

На вершине Эльбруса

Признается: в какой-то момент засомневался. Решил, что все равно стоит пробовать, и, когда стоял на вершине, пытаясь достать на ветру бесполезный практически из-за снега фотоаппарат, и боролся с вырывающимся из рук флагом Казахстана, был совершенно счастлив и абсолютно, безоговорочно здоров.

Когда жизнь только начинается

Сегодня он и не думает скрывать, что останавливаться не намерен. Он хочет дальше, выше. Мечтает еще раз почувствовать экстаз преодоления самого себя и распирающую гордость человека, который совершает то, на что и в молодости-то не замахивался.

Позвонила Михаилу Григорьевичу, когда уже писала статью. Мол, придумал, куда следующий маршрут?

– Да, – подтвердил Терехов. – Маршрут будет, я очень на это надеюсь и уже готовлюсь. Не готов жить дальше без эмоций, которые уже испытал. Куда – пока не скажу. От многого зависит. В первую очередь, без спонсора вряд ли потяну: экипировка дорогая, поездки тоже. Буду счастлив, если найдется кто-то, кто поддержит начинание материально.

Собственно говоря, сегодня Терехов с его диагнозом и опытом реабилитации вполне мог бы стать лицом крутого магазина спорттоваров или центров реабилитации. Думайте, господа! Герои нынче под ногами не валяются.

А для меня лично знакомство с Михаилом Григорьевичем – доказательство того, что иногда жизнь можно начать заново и после сложнейшей операции на седьмом десятке. Главное, чтобы человек всегда был готов ее начать еще раз.

А вершин, на которых мечтает постоять Терехов, еще достаточно.

P.S. Последний наш телефонный разговор уже стал сюрпризом: “Завтра ухожу, – заявил Терехов. – Снял последние деньги со счета, экипировался. Куда? Не скажу. Вдруг не дойду – кто ж о таком заранее говорит! Через месяц звоните”.

Давайте скрестим пальцы. Покорять какую именно вершину следующей отправился Михаил Григорьевич – Джомолунгму, Монблан или вовсе гору Косцюшко – кто знает!

КОСТАНАЙ