Управляющий директор по образованию (YSA) Молодежного сервиса Америки Скотт Ганске ведет тренинги для молодежи, преподавателей в более 80 странах мира. Параллельно в библиотеке Вашингтона читает книги маленьким детям. Само собой, безвозмездно. Работал в Китае, Тайване, Индии, Сингапуре, в разных городах США. Побывал в Алматы, Астане, Караганде. Находясь в Алматы, вместо экскурсии гость отправился в Ботанический сад… собирать мусор. Поддержали его наши волонтеры. Он интересовался направлениями работы отечественных добровольцев. А когда узнал, что в Казахстане над законопроектом о волонтерской деятельности работают мажилисмены, очень обрадовался. По его мнению, в нашей стране есть большой потенциал.
Как заметил американец, у казахстанской молодежи горят глаза, им хочется быть полезными, но только не все знают, в чем и где себя проявить.
– В Казахстане у нас 15 проектов, в планах – увеличить их до 100. У американцев волонтерство – в крови, они этим занимаются 365 дней в году, – говорит мой собеседник. – Причем не только студенты. Очень много добровольцев в возрасте старше 56 лет. Я вырос в семье педагогов, самый младший из пятерых детей. Участвовал в разных акциях с детства. Сегодня мои девять племянников и племянниц – тоже волонтеры. В американских школах отведены специальные часы для занятий этой деятельностью. Школьник говорит, какое направление ему интересно, и его знакомят с нужной командой. Есть немало проектов внутри школ, церквей. Многие проекты становятся очень значимыми, потому что молодежь, прежде чем браться за решение какой-либо проблемы, тщательно ее изучает, обращается к статистическим данным, анализирует. Программы по защите животных или рек появляются не с потолка.
В 20 лет я открыл свою организацию в помощь волонтерам. Семь лет преподавал для детей в инклюзивной школе, потом в вузах. Когда начал работать со студентами по проектам, заметил изменения – молодые люди стали просыпаться раньше, чувствовать себя более уверенно и главное – быть полезными обществу. Да, еще изменилось их поведение. Так что сплошные плюсы.
“О проблеме голода говорят немного”
– Вы побывали во многих странах мира. Так где же самые активные волонтеры?
– Наверное, в США, Канаде, здесь волонтерство – часть национальной культуры. В США более 1,5 миллиона НПО. Мы стараемся общаться друг с другом, стимулировать усилия волонтеров. Неплохие задатки в Индии, Казахстане, России. В Китае мне удалось перебороть негативное отношение местных властей к нашей работе. Когда я только собрал группу студентов, мне дали понять: такая работа здесь не прокатит. Но через две недели чиновники убедились, что я смог изменить настрой молодых людей. С тех пор меня приглашают туда постоянно.
– Какие самые популярные направления работы добровольцев в США?
– Окружающая среда – от вырубки лесов до чистки рек и защиты редких видов растений. Популярно наставничество, когда опытный специалист в свободное от работы время набирает группу студентов и бесплатно делится с ними опытом, обучает новым навыкам. Или – заниматься с детьми, читать им, проводить дискуссии. Большое внимание уделяется проблеме голода. Об этом много не говорят, но и в благополучной Америке немало нуждающихся. Волонтеры доносят до людей информацию о госпрограммах. Если происходят землетрясения, ураганы или другие природные катаклизмы, они выезжают на место катастрофы, оказывают посильную помощь.
– А кто из известных людей участвует в благотворительных акциях?
– Мишель Обама – тоже волонтер, председатель Глобального молодежного сервиса США. Звезды Голливуда, известные политики. Но селебрити чаще устраивают показательные акции для СМИ и получают удовольствие от того, что все за ними бегают, просят автографы.
Как собрать миллионы?
– Как считаете, чем стимулировать население к общественно полезной работе?
– Самое главное – участвовать в акции, решать проблему от начала и до конца. И в Америке много волонтеров “сгорают” в процессе работы. Но если у него есть обязательства, это облегчает ситуацию. Снимайте видеоролики, подробно рассказывайте – что сделано, а что предстоит еще сделать. Это зажжет других, вам захотят помочь. Важно поощрять добровольцев благодарственными письмами, грамотами.
– Часто казахстанские волонтеры сталкиваются с проблемой сбора средств. Какие можно использовать проверенные методы?
– Легче всего попросить товар или услугу, чем деньги. Мы заметили: на 15 процентов увеличиваются шансы получить помощь, когда волонтеры просят ресурсы. Если вы регулярно фиксируете рост ваших результатов, освещаете их в соцсетях, СМИ, шансы значительно выше. Важно презентовать всё в легкой форме и фокусировать внимание на результатах, чтобы потенциальный спонсор почувствовал себя частью чего-то глобального. Приветствуются креативные решения, которые порой рождаются в команде. Заметил: организации, которые стараются получить помощь из разных источников, чаще не могут осуществить свой проект. Не распыляйтесь. Американские волонтеры собирают миллионы долларов на операции, в помощь животным. Один из способов филантропии – поделки, сувениры, сделанные своими руками. Люди охотно покупают их на ярмарках. Еще студенты моют машины, а деньги идут на определенные цели. На YouTube они выкладывают ролики, чтобы люди могли осознать, что происходит.
– А можно ли открыто гордиться тем, что ты посадил дерево или помог нуждающейся семье? О благих делах у нас не принято говорить вслух…
– В США люди это делают для себя, они просыпаются с мыслью, что должны это сделать. Нет необходимости делиться со всем миром. Но когда речь идет о сборе средств, можно рассказать о своей работе, показать результаты, чтобы вовлечь в нее больше людей. В своем СV (Curriculum Vitae — краткое жизнеописание) важно подчеркнуть, чем вы занимаетесь в свободное время, и это вам будет только плюс.
Алматы