Если твою продукцию стали подделывать, значит, ты действительно крут, говорят гуру бизнеса. Алматинскому производителю Дмитрию Каймирасову впору обрадоваться этому. Но тот, кто своровал идеи, умудрился вытеснить его с рынка. И доказать правду теперь бизнесмен не может, он ходит по инстанциям, но пока без результата.
В нашей стране не так уж и много производителей, в основном перекупщики. Делать свой продукт – дело рискованное. Нужны суперидея, которая окажется конкурентоспособной, техническое оснащение, чтобы воплотить ее в жизнь, ну и железные нервы, конечно же, чтобы пройти все инстанции и узаконить свое “детище”. Но и те “смельчаки”, что берутся за серьезные дела и создают продукцию “Made in Kazakhstan”, сталкиваются с кучей проблем. В редакцию обратился предприниматель Дмитрий КАЙМИРАСОВ. Его история кажется нелепой, но мужчина вот уже полгода не может решить свою проблему, он обивает пороги чиновников, только помочь ему никто не может или не хочет. В результате бизнес оказался на грани разорения.
– С 2005 года я стал производить специальное чистящее средство. Зарегистрирован, плачу налоги, как положено, сдаю отчеты. Много лет назад я придумал свой продукт – гель для сантехнического оборудования, получил инновационный патент, – рассказывает нам Дмитрий. – История этого мини-изобретения на самом деле проста и вышла из бытовой жизни. Моя мама – химик, всю жизнь в лаборатории, и она мне рассказывала, что такие-то вещества обладают хорошим чистящим эффектом, а такие-то усиливают эти свойства. Сначала я сделал смесь для собственного дома. Дал жене, она попробовала в хозяйстве, потом еще попросила. И я подумал: а почему бы мне не заняться производством?
Все зарегистрировал, взял помещение, получил согласования и начал свое дело. Несколько лет всё было хорошо. Я очень успешно продавал свой гель на оптовых рынках и в некоторых магазинах. Особенно хорошо товар шел во время кризиса, когда люди переключились с более дорогой продукции российского и другого зарубежного производителя на более доступные и ничем не уступающие по качеству наши отечественные продукты.
Потом я стал замечать, что в рядах стала появляться такая же продукция, но ее привозит совсем другой человек. При этом качество продукции не выдерживает никакой критики. И она может быть небезопасна. А претензии все будут идти ко мне. Ведь на этикетке – мои контакты. Сама же этикетка явно сделана на ксероксе. Дошло до того, что этот человек захватил весь рынок. Я приезжаю со своей продукцией, а мне говорят: “Спасибо, не надо, мы уже закупили”.
Я ежегодно сертифицировал свою продукцию. А тут, оказывается, ничего не надо. Просто подделывай и продавай.
С таким успехом можно вообще подделывать всё, что угодно, создать дома кустарное производство и выпускать мировые бренды. При этом необязательно быть предпринимателем официально, ведь в тени ты становишься невидимым и для проверяющих, и для конкурентов. Только греби денежки. Ну а как же надзорно-контрольные органы, спросите вы. Производитель Каймирасов обращался с письмами в прокуратуру, те отписали его обращение в департамент государственных доходов. Дело зависло на стадии расследования. Конкурент вроде бы есть, но фактически на бумагах его нет. Кого наказывать-то?
Предприниматель Каймирасов нанял адвоката и готов идти до конца. Возможно, что через суд ему удастся доказать свою правоту.
Статистика в картинках
Большая тень малого бизнеса
Каждый второй предприниматель скрывает информацию от налоговых служб, занижая доходы либо заработную плату сотрудников. Всего же в тени вращаются миллиарды тенге, в среднем 20 процентов ВВП. Почему бизнес не хочет светиться?
В среднем один среднестатистический субъект малого и среднего бизнеса скрывает от налоговой службы около 17 процентов своего оборота. У бизнесменов свои, как они считают, “веские причины” уходить в тень. Институт экономических исследований провел масштабное социологическое исследование и выяснил, почему это происходит.
Предпринимателей попросили перечислить причины, по которым они работают в тени. Главной оказались высокие налоговые ставки, второй по значимости – сильная конкуренция. Бизнесмены объяснили, что для борьбы с конкурентами они уходят в тень для оформления нелегальных сделок, которые, как правило, обходятся дешевле для обеих сторон.
Исследователями был проведен отраслевой анализ. Выяснилось, что для сектора услуг наиболее актуальная причина – слабая правовая защищенность, в то время как для отраслей сельского хозяйства, информации и связи, а также прочих видов услуг к сокрытию информации подталкивает желание быть более конкурентоспособным.
Самую большую тень в экономике отбрасывают компании, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, предприниматели скрывают 41 процент от оборота. Следом идут оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство.
При этом чем крупнее предприятие, тем больше доходов оно скрывает. Так, в среднем аошки скрывают до 20 процентов от оборота, ТОО – 18 процентов, ИП – 17 процентов, крестьянские хозяйства – 10 процентов.
Официально озвученные доходы всех ИП страны за 2014 год составили 3,66 триллиона тенге, а сумма налоговых поступлений от ИП – 10,45 миллиарда тенге. После расчетов исследователи установили, что предположительный реальный доход, с учетом теневых оборотов, в 2014 году составил 4,41 триллиона тенге. При этом выяснился такой странный факт, что доходы в тени больше скрывают именно бизнесмены с высшим образованием.
Среди регионов и городов по объему теневой экономики лидирует Алматы, потом идут Южно-Казахстанская область, Карагандинская и на четвертом месте – Астана. Самый низкий процент теневой экономики в Кызылординской области.
Алматы