Задолженность “согласно данных”
Противостояние юриста и компании, взимающей деньги за теплоэнергию, которую в шахтерской столице в настоящий момент предоставляет другое неизвестное юридическое лицо, длится с октября прошлого года. Тогда ТОО “КарагандыЖылуСбыт” подало иск, в котором попросило суд взыскать с Хасана Штымова деньги за эту самую “тепло-энергию”. В ноябре 2015 года ответчику на адрес, не указанный в иске, по почте пришло судебное решение о взыскании с него указанной в иске суммы.
– Дело в том, что с 2015 года Гражданско-процессуальным кодексом (ГПК) РК иски в отношении физических лиц о взысканиях на сумму меньше 100 МРП (212 100 тенге) рассматриваются в упрощенном порядке, – поясняет Штымов. – То есть: без вызова сторон, без ведения протокола судебного заседания, только лишь по представленным сторонами доказательствам. И судья районного суда № 2 района имени Казыбек би Караганды Саулеш УКИБАСОВА не стала “вчитываться” в текст искового заявления, а по накатанной схеме приняла его к производству и вынесла решение в пользу истца.
Между тем, как считает юрист, даже принимать исковое заявление № 4/2594 от ТОО “КарагандыЖылуСбыт” служитель Фемиды не имела права.
– Взгляните, в исковом заявлении нет даты его подписания, – показывает копию документа Хасан Штымов. – А документ, не имеющий даты, является по казахстанскому законодательству недействительным.
В качестве еще одного веского аргумента против иска и действий судьи он приводит строку из заявления истца: “согласно данных ТОО “КарагандыЖылуСбыт”, потребитель имеет задолженность…”.
– Задолженность возникает не “согласно данных”, а из того, что кем-то оказаны услуги, выполнены работы, поставлен товар, – объясняет юрист. – ТОО “КарагандыЖылуСбыт” не утверждает в иске, что оно оказало мне услуги, и не указывает, что оно вообще оказывает кому-либо услуги. Кроме того, обязательства между гражданами и организациями возникают в соответствии с законодательством Казахстана, не из “данных”, а на основании фактических событий, сведений о которых нет в иске.
Если следовать исковому суждению истца, то я тоже могу сейчас насобирать данных, кто кому должен: например, компания “А” должна компании “Б”, и на основании этих данных потребовать в казахстанском суде денег в мою пользу с одной из них.
По словам Штымова, не соответствует законодательству и то, что судья поверила ТОО “КарагандыЖылуСбыт” на их бумажное “честное слово”.
– Основанием для взыскания задолженности могут быть, в частности, нарушения гражданско-правовых отношений, основанные на договоре, – добровольном установлении отношений сторон, – поясняет он. – Но в иске отсутствует договор между мной и товариществом – истцом, а следовательно, отсутствуют какие-либо доказательства правовых отношений. Таким образом, ТОО предъявляет карагандинцам требования уплаты ему денег, не имея на это никакого права.
Логика юриста проста и основана на документах самого истца: вся деятельность ТОО “КарагандыЖылуСбыт” сводится лишь к выставлению карагандинцам и организациям областного центра незаконных платежных требований за некую “теплоэнергию”, фактической деятельностью по предоставлению которой оно не занимается.
Судебные казусы
Все вышеизложенные исковые нарушения Хасан Штымов изложил в апелляционной жалобе, поданной в Карагандинский областной суд.
— Я доказываю законность своей позиции на основе этого же иска, – подчеркивает ответчик. – Прежде чем удовлетворять заявление истца, судья обязана была убедиться, что его требования обоснованы хоть чем-то. Но что мы видим? В своем иске тэоошка не указала суду даже договора со мной, как потребителем. На основании чего судья решила, что я задолжал ТОО “КарагандыЖылуСбыт” деньги?
А как вам такая формулировка в их иске: “…Ответчик свои обязательства перед ТОО “КарагандыЖылуСбыт” выполнил ненадлежащим образом”? Это как?! Значит, я все-таки не имею долга перед истцом, а только погасил его ненадлежащим образом – принес оплату монетами по одной тиынке или воздушными шариками?
В апелляционной судебной инстанции юрист намеревался доказать: иски, подобные тому, что приняла судья Укибасова, составляются ТОО “КарагандыЖылуСбыт” и рассматриваются судьями, как правило, по трафарету.
– В тэоошке почему-то очень уверены, что никто из судей Караганды в юридическую сторону дела, на которую я настойчиво обращаю внимание судов, вникать не будет. Поэтому ТОО “КарагандыЖылуСбыт” особо и не заморачивается на законности своих денежных интересов и делопроизводства. А почему? Да потому, что они уверены: судьи все равно решат гражданские иски в их пользу!
Однако в областном суде разбирательство застопорилось. Здесь юрист также обнаружил массу оснований для критики и разбирательств самого апелляционного суда Карагандинской области.
Первое же слушание закончилось, не успев начаться. На вопрос Хасана Штымова, состоит ли председательствующий по делу судья Кайрат ШАГАТАЕВ в денежных отношениях с ТОО “КарагандыЖылуСбыт”, тот ответил утвердительно и дал одобрительную оценку этим отношениям. Ответчик тут же заявил отвод апелляционному суду, аргументировав тем, что тот состоит в денежных отношениях с одной из сторон по рассматриваемому им гражданскому делу, а потому объективно и беспристрастно рассматривать дело не может и не имеет права. По тем же причинам был подан отвод и секретарю судебного заседания.
Еще одна попытка рассмотреть жалобу Штымова апелляционной коллегией по гражданским делам также растянулась на пару месяцев.
– В соответствии со статьей 402, абзац 3, ГПК РК единолично судьей рассматриваются апелляционные жалобы, протесты на решения, вынесенные районными и приравненными к ним судами в порядке упрощенного (письменного) производства, частная жалоба, протест на определения. Решение судьи первой инстанции было вынесено в упрощенном варианте, поэтому коллегиальное рассмотрение данного дела незаконно, – заявил юрист, как только коллегия из трех судей в конце марта 2016 года появилась в зале судебного заседания.
Суд вынужденно согласился с законными доводами юриста и разошелся. Однако, уйдя в совещательную комнату для принятия определения по заявлению о незаконности коллегиального рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, из троих судей в зал заседаний вернулась лишь одна – Наталья ГОДЛЕВСКАЯ. И попыталась просто начать рассмотрение.
Дотошный юрист потребовал от нее возвращения в зал судебного заседания оставшихся в совещательной комнате двух судей – Акмарал ДАНЕНОВОЙ и Игоря ПУГАЕВА, принятия и объявления всеми ими судебного акта по его заявлению. Он настаивал также на выдаче ему судебного акта об удовлетворении заявления о незаконности коллегиального рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, как это и предписывают процессуальные нормы Казахстана.
“Суд не должен быть чьим-то “отделом по взысканию денег…”
– Я использовал и использую все предоставленные мне парламентом и Президентом Казахстана конституционные и процессуальные возможности, чтобы в Карагандинском областном суде не могло иметь место незаконное апелляционное разбирательство этого дела, – говорит юрист. – Но, в конце концов, судья Наталья Годлевская пошла на открытый обман.
По словам Хасана Штымова, 31 марта 2016 года апелляционное рассмотрение его жалоб было отложено судьей Натальей Годлевской для ознакомления ответчика с материалами дела и выдачи ему всех его копий. Однако рабочий день близился к концу, и секретарь судебного заседания отложила выдачу копий на завтра, пообещав, что судья не начнет судебного заседания, пока документы не будут у ответчика.
– Однако 1 апреля 2016 года в 10 часов утра судья начала апелляционное разбирательство и без меня провела судебное заседание. Заседание длилось где то 7–10 минут, – возмущается юрист. – За эти несколько минут судья Наталья Годлевская якобы успела разъяснить права и обязанности лицам, участвующим в деле. Рассмотреть вопрос о доверии составу суда. Объявить существо дела в Карагандинском областном суде. Огласить мои частные и апелляционные жалобы, составленные на 20 страницах с приложениями к ним. Выслушать позицию и возражение представителя истца – ТОО “КарагандыЖылуСбыт” – на мои две жалобы. Рассмотреть и исследовать доказательства всех материалов двух томов гражданского дела. Дважды уйти в совещательную комнату для вынесения определения по частной и постановления по апелляционной жалобам. Оба раза вернуться из совещательной комнаты и дважды объявить эти судебные акты и совершить другие процессуальные действия. Разве такое вообще возможно?!
Файл аудио- и видеозаписи “первоапрельского” судебного заседания Хасану Штымову, по его словам, до сих пор никто не выдал. Тем не менее юрист продолжает отстаивать в судах свою правоту.
– В феврале 2016 года я подал запрос во все семь гражданских районных и межрайонных судов Караганды, председателю Карагандинского областного суда Мусабеку АЛИМБЕКОВУ и администратору судов Карагандинской области Дуйсену КУСБЕКОВУ с вопросом, в чью пользу они осуществляют платежи за отопление зданий, – поведал Хасан Штымов. – Но до сих пор в нарушение законодательства Казахстана мне никто из них не ответил. Не правда ли – очень доказательна этими фактами моя законная позиция и нежелание судов обнародовать связь с ТОО “КарагандыЖылуСбыт”.
– Сегодня гражданское дело находится на стадии разъяснений решения суда, вынесения определений по ним, подаче мною частных жалоб. Я добиваюсь принятой парламентом и утвержденной Президентом Казахстана казахстанской же законности в судах и самими судьями. Моя государственная и общественная цель, как человека и гражданина Казахстана, – прекратить незаконную деятельность ТОО “КарагандыЖылуСбыт” и порочную судебную практику, когда суды, являясь потребителями компании, становятся, по сути, отделами по взысканию задолженности при ТОО “КарагандыЖылуСбыт”, которое никакой подачи так называемой теплоэнергии никому не осуществляет.
Рядовые карагандинцы пока в большинстве своем о намерениях Хасана Штымова ничего не знают, но его инициатива уже сейчас находит немало сторонников среди профессионалов энергетической отрасли, осведомленных о его борьбе.
На сегодняшний день он избран членом гражданского совета города Караганды, общенационального движения “Казахстан-2050”, членом комитета энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, регионального совета палаты предпринимателей Карагандинской области, приглашен в экспертный совет Карагандинской области.
А значит, есть надежда…
P.S. Узнать мнение по данному делу двух противостоящих Хасану Штымову сторон – ТОО “КарагандыЖылуСбыт” и карагандинских судов, а также предоставить им возможность озвучить его на страницах газеты – святой долг журналиста. Однако выполнить его не так-то просто – организации эти весьма неохотно идут на контакт с прессой, когда речь заходит о столь неоднозначных ситуациях. Тем не менее мы приложим все усилия для того, чтобы наш читатель в одном из ближайших номеров “КАРАВАНА” ознакомился с позицией оппонентов дотошного карагандинского юриста. Надеемся, продолжение следует…
КАРАГАНДА