Куда утекают народные деньги? Депутаты возмущены неэффективными тратами - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Куда утекают народные деньги? Депутаты возмущены неэффективными тратами

Куда утекают народные деньги? Депутаты возмущены неэффективными тратами

Огромные средства, которые тратит государство на развитие предпринимательства или неэффективно или не приносит пользы. Убедиться в этом не сложно. Достаточно изучить данные, находящиеся в открытом доступе.

  • 20 Июня 2016
  • 1646
Фото - Caravan.kz

Взять, к примеру, реализацию программы «Дорожная карта бизнеса 2020».

По словам депутата Нуртая Сабильянова, в 2015 году из республиканского бюджета регионам на реализацию «Дорожной карты" было выделено 52,8 млрд.тенге трансфертов, в том числе на поддержку частного предпринимательства–34,9 млрд.тенге и на развитие индустриальной инфраструктуры-17,9 млрд.тенге.

— Со стороны государства для развития предпринимательства инфраструктура создается, а вот как дальше там работают наши предприниматели, приносят ли доход в бюджет и пользу обществу – не известно. Необходимый мониторинг по результатам деятельности субъектов предпринимательства в условиях созданной инфраструктуры – не проводится — отмечает г-н Сабильянов и приводит следующие цифры:

— Неосвоение по трансфертам составило 1,85 млрд.тенге из-за неосвоенных  средств, направленных на индустриальную инфраструктуру. При этом, на развитие конкретных индустриальных зон государство в 2015 году направило 6,9 млрд.тенге. Возникает вопрос, оправдываются ли расходы на индустриальные зоны для развития производства и в целом для экономики страны. Какова отдача от расходования средств на них?

Как отмечает мажилисмен "У нас есть подобный опыт, когда с 2003 по 2015 годы на инфраструктуру Специальных экономических зон государство направило  237,9 млрд. тенге, в т.ч. 93,6 млрд. тенге из Нацфонда РК. Однако, за этот период мы не увидели значительных результатов от этих СЭЗ для экономики Казахстана и пополнения государственного бюджета. В настоящее время государственные объекты инфраструктуры СЭЗ  передаются в уставный капитал АО «KAZNEX INVEST». В связи с этим, настораживает – не повторят ли индустральные зоны судьбу Специальных экономических зон? Поэтому использование бюджетных денег, на такие цели должно усиленно контролироваться."

В предыдущие годы по Программе «Дорожная карта бизнеса 2020» субсидировались предприятия оптово-розничной торговли, гостиничного бизнеса, отдыха и развлечений, а также, субъекты предпринимательства, имеющие проблемные кредиты, которые не уплачивали налоги в бюджет, не открывали рабочих мест. В 2014 году по программе было выдано субсидий субъектам предпринимательства на сумму 20,4 млрд.тенге. Основную часть налоговых поступлений обеспечили 100 субъектов предпринимательства или 3% от 3 647 субъектов предпринимательства. В 2015 году 4 424 субъекта предпринимательства получили субсидии на общую сумму 26,7 млрд.тенге. Среди них 1700 (40%) субъектов предпринимательства непроизводственной сферы, занимающиеся оптово-розничной торговлей, операциями с недвижимым имуществом, предоставляющие услуги по организации проживания, отдыха и развлечений, в сфере образования и др.

— Участниками программы в 2015 году было уплачены КПН — 23 млрд. тенге и ИПН – 16,7 млрд.тенге. Основную их часть обеспечили 200 субъектов предпринимательства, или 4% от просубсидированных участников Программы. Анализ данных показал, что получение субсидий не повлияло на значительное увеличение налоговых поступлений или открытие дополнительных рабочих мест, а также на рост заработной платы. Значит, бюджетные деньги были неэффективно использованы. Спрашивается – какой смысл субсидировать обычные компании, каких в Казахстане тысячи? Почему в Программе участвуют  недобросовестные субъекты предпринимательства, которые не развивают производство, становятся убыточными, не уплачивают налоги, бездействуют, — подчеркивает Нуртай Сабильянов. — Также вызывает сомнение необходимость затрат по сервисной поддержке и бизнес школам в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020» (оператор – НПП РК «Атамекен»). 35 174 гражданам оказаны сервисные услуги, на реализацию которых израсходовано 1,6 млрд.тенге. Открыли ли они свое дело – не анализируется.

 По «Программе посткризисного восстановления» (оздоровление конкурентоспособных предприятий) (администратор БП–Минфин РК) субсидировано 55 компаний, из них 32 компании занимаются оптово-розничной торговлей, арендой недвижимости, гостиничным бизнесом, в сфере отдыха-развлечений. С 2011 по 2015 годы из республиканского бюджета было выделено 57,8 млрд.тенге.

В 2015 году им было выдано субсидий на сумму 15,8 млрд.тенге. Всего участниками программы было уплачено: КПН – 2,3 млрд.тенге, ИПН – 1,7 млр.тенге. В итоге ни в 2014, ни в 2015 годах большого увеличения налоговых поступлений (КПН и ИПН) в бюджет и увеличения рабочих мест по ним не было. Тем не менее, в бюджете 2016 года для них снова предусмотрены безвозмездные средства в размере 9,5 млрд.тенге.

— Чем эти обычные 32 компании непроизводственной сферы заслужили безвозмездные, безвозвратные деньги из бюджета? К сожалению, иногда безвозмездное предоставление бюджетных средств приводит к иждивенческому настроению предпринимателей — удивляется депутат.

Не только Нуртай Сабильянов поразился тому, как расходуются деньги из бюджета. Мажилисвумен Татьяна Яковлева заметила, что по данным отчета правительства не освоено всего 638,8 млн.тенге. "Однако далее указано, что местными исполнительными органами не освоено 2 млрд.тенге и Холдингом «Байтерек» — 62,4 млрд.тенге. По логике, если это одна программа неосвоение составляет более 65 млрд. тенге?" — отмечает депутат. И продолжает: "Непонятная ситуация и по направлению «жилищная программа», не освоено — 25 миллиардов тенге, а в процентном отношении перевыполнение (106,6%). Такое возможно, если только заложить средства сверх  потребности."

Вызывают интерес и еще одни данные. По государственной программе «Информационный Казахстан – 2020» в 2015 году предусмотрено внедрение четырех информационных систем на сумму 6,5 млрд. тенге, по факту введена в эксплуатацию только одна. Три информационные системы стоимостью 6,1 млрд. тенге не введены в промышленную эксплуатацию. По плану показатель «автоматизация информационного взаимодействия государственных органов» должен достигнуть уровня 80% в 2017 году, а по факту 99,96% достигнуто в 2015 году.

Татьяна Яковлева отметила, что требования бюджетного кодекса не соблюдаются и в регионах в части своевременного и обязательного софинансирования проектов из местного бюджета, что приводит к срыву сроков ввода инвестиционных проектов, образованию кредиторской задолженности и  нагрузке на республиканский бюджет.

Например, без софинансирования из бюджетов Восточно-Казахстанской области реализованы – 132  проекта (3,1 млрд. тенге), в Западно-Казахстанской области — 94  проекта (1,3 млрд. тенге) и т .д. В г. Уральск проекты по водоснабжению новых микрорайонов и реконструкции второй нитки водопровода сметной стоимостью 1,2 млрд.тенге не реализованы. Аналогичные факты установлены в Астане, Актюбинской, Алматинской, Атырауской и Южно-Казахстанской областях.

"Вышеуказанные факты имеют место быть, так как в настоящее время низкая эффективность бюджетного планирования, нет четкой взаимосвязи между расходами и конкретными результатами. Когда нет четких критериев оценки эффективности использования бюджетных средств, существенно усложняется процесс планирования, снижается ответственность администраторов бюджетных программ за определение и достижение целей, возникают стимулы к постоянному «раздуванию» расходов. Депутаты неоднократно поднимают данные вопросы. На  встречах   избиратели задают ряд вопросов, на которые депутаты не всегда могут дать полные ответы, так как со стороны Правительства нет исчерпывающей информации. Поэтому депутаты направляют запросы, на которые также получаем формальные ответы, которые являются «отпиской». Из-за отсутствия аргументированной подробной информации, депутаты затрудняются ответить избирателям." — сказала г-жа Яковлева.

Депутат Сергей Симонов также удивлен тем, как реализуется программа «Дорожная карта занятости 2020». 

"Изучая исполнение программ «Дорожная карта занятости 2020», «Дорожная карта бизнеса 2020», «Нурлы жол», ГПИИР для всех характерны рассмотрение дублирующих задач. Это и обучение, переобучение, повышение квалификации, выдача микрокредитов на селе, строительство жилья и инфраструктуры, создание рабочих мест. Поэтому очень сложно оценить степень эффективности, все занимаются общими вопросами, а результат и освоение средств размыто. По этим программам сделано вроде бы очень многое, но согласно результатам экономической ситуации данное исполнение программ не повлияло на увеличение доходности, производительности, объемов производства, снижение безработицы. Уровень безработицы остался на уровне 2014 года 5,1%." — сообщил мажилисмен. И добавил: "В ответе господина Исекешева на мой вопрос на пленарном заседании:  «Каким образом произойдет рост объемов производства и производительности труда до показателей установленных в целевых индикаторах программы индустриально-инновационного развития к 2019 году?» сложилась впечатление, что материалами отчета в своем направлении не знаком! Да и не удивительно, ведь слушая отчеты на рабочих группах всеми государственными органами была задача освоить выделенные средства, а нужно это или даст это эффект никого не интересовало. В отчете Счетного комитета везде звучали фразы: неэффективное, нецелевое использование и т. д."

"Правительству необходимо взять на жесткий контроль вопросы разработки, принятия и  реализации  стратегических и программных документов. Стратегические планы государственных органов утверждаются  приказами самих министров, но согласовываются с Министерством национальной экономики, который отвечает за стратегическое планирование в стране, поэтому министерству нужно быть жестче и не пропускать подобные ошибки" — резюмировал Симонов.