Не успели казахстанцы забыть пассаж министра культуры и спорта РК Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ в отношении не гнушающихся грязной работой киргизских женщин, как другой обитатель властного олимпа выдал новый перл.
– Я очень хочу, чтобы история разобралась с той же шалавой, с Фарион. Вы меня извините, конечно, пожалуйста, которая заявляла, что тот, кто разговаривает на русском языке, это 30–40 процентов. Да все в Украине разговаривают на русском языке, что они являются недочеловеками и что они не имеют права, что надо штрафовать водителей такси за то, что они слушают песни на русском языке. Ну каким идиотом надо быть, чтобы это вносить с позиции высшего законодательного органа? – цитируют СМИ высказывание вице-спикера мажилиса РК Владимира БОЖКО (на фото) в отношении украинского политика Ирины ФАРИОН.
Конечно же, официальный Киев проигнорировать спич казахстанского экс-министра ЧС не мог. Посольство Украины распространило заявление, в котором имя Владимира Карповича даже не упоминается.
– “Шалава” – слово, характеризующее не объект речи, а субъекта, который его произнес. Слово, за которым скрывается целый мир – мир пренебрежения правами человека, нетерпимости к иному мнению, агрессии, – дали они определение и политику, и его словам.
Причем надо отдать должное украинским властям: они не стали выносить официальную ноту протеста, только выразили надежду, что казахстанцы с народным избранником не согласны.
– Верю, что граждане Казахстана сами решат, хотят ли они, чтобы их матерей, жен и дочерей, защищающих свое право говорить на родном языке, представители “русского мира” называли “шалавами”, – подытожил посол Республики Украина в Казахстане.
Через пару дней понял, что погорячился, и сам Владимир Божко.
– Вопросы соблюдения межнационального мира на основе признания всех языков – это очень важная задача. И любая государственная структура должна уделять этому массу внимания и понимать, что за недооценку этого фактора могут быть последствия серьезные, события. То, что я высказался несколько резковато, конечно, это факт. Тут приходится признать. Надо было, может быть, это же сказать, только другими словами, – прокомментировал в кулуарах мажилиса свое недавнее высказывание Владимир Божко.
При этом отвечать на вопрос: планирует ли он принести извинения и самой Ирине Фарион, и правительству Украины – вице-спикер мажилиса отказался.
Политолог Досым Сатпаев считает, что столь вольный стиль общения с народом – показатель культуры обитателей властного олимпа.
– Господин Божко в первую очередь мужчина. А есть определенные неписаные нормы поведения мужчины. И одна из основных – не оскорбляй женщину. Тем более публично, тем более такими словами. Кроме того, возникает вопрос: если депутат так выражается по отношению к женщине, то какими словами он характеризует своих избирателей? – говорит политолог.
И, что важнее всего, это не первое спорное высказывание казахстанских политиков даже в этом году. Хотя, конечно, откровенных ругательств власти предержащие с трибун ранее себе не позволяли.
– Нашим чиновникам запретили общаться в соцсетях, проносить гаджеты в министерства. Власть, с одной стороны, пытается бороться в целом с распространением любой формы информации о ее деятельности. С другой стороны – нет никаких реальных методов наказания для тех политических деятелей, которые своими высказываниями ее публично дискредитируют, – сетует политолог.
Словесная диарея становится системной проблемой казахстанской власти. Народ еще помнит слова Гульжаны КАРАГУСОВОЙ о том, что “кто как содержится, тот так и работает”, а тут Арыстанбек Мухамедиулы едва ли не провоцирует международный скандал со своей жалостью к киргизским женщинам, вынужденным мыть общественные туалеты в Москве. Теперь вот список “зараженных” вирусом словоблудия пополнил Владимир Божко.
– И ни у кого нет ни малейшей попытки извиниться за свои слова. Можно сделать вывод, что все. кто получил хоть какой-то кусочек власти, перестают интересоваться мнением общественности. Единственное, что может изменить ситуацию, – это указание “сверху”. А пока “сверху” никто ничего не сказал, все и делают вид, что ничего не случилось, – уверен политолог.
Астана