Чей вокзал?
Междугородний автобусный вокзал Семея служил городской казне источником постоянной и стабильной прибыли. Но три года назад государственный вокзал был реорганизован в ТОО, а в июне 2014 года в состав предприятия вошло ТОО “Каз Транс Инвест и К”. Так у автовокзала стало два хозяина – городской отдел финансов и коммерческая компания.
Предприниматели добавили к зданию пристройку. Если верить смете, на возведение трехэтажного короба было потрачено 43 миллиона тенге.
– Но владельцы оценили пристройку в 91 миллион тенге, удвоив стоимость этого здания из-за выгодного месторасположения, – говорит вице-президент Семипалатинской ассоциации некоммерческих организаций Николай ИСАЕВ. – С помощью юридических казусов цена пристройки выросла до 108,9 миллиона тенге. В результате она оказалась дороже здания самого автовокзала, и коммерческая компания стала владельцем доли в размере 51 процента. Непонятно, зачем нужно было отдавать частникам высокорентабельное предприятие? Кроме того, не было никакой необходимости в пристройке. А также сложилась парадоксальная ситуация: государство отдало участок в выгодном месте, а частники в итоге предъявляют государству двойной счет за этот же клочок земли?
В апреле прошлого года по инициативе возмущенных общественников агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции занялось расследованием ситуации с автовокзалом Семея.
Многотомное дело было передано в суд. Между тем новоявленные собственники обратились с открытым письмом к Президенту страны, в палату предпринимателей, заявив, что подобное слияние является положительным примером партнерства бизнеса и государства.
– Если это и можно назвать примером, то только плохим, – считает Исаев. – До начала разбирательства пристройка к автовокзалу была обычной торговой точкой. Почему коммерческий магазин, притулившийся к государственному объекту, является эталоном партнерства? Если следовать этой логике, то я могу пристроить к торцу здания акимата ларек и как “взаимовыгодный партнер” стать владельцем большей части этого государственного здания?
Метры дороже гектаров
С оценкой земли у семейских чиновников вообще много странностей. Если в случае автовокзала цена удвоилась, то в ситуации с физкультурно-оздоровительным комплексом (ФОК) отдел финансов вообще не стал учитывать стоимость земли! Коммерческая компания, которая выиграла тендер, должна была разобрать конструкции советского долгостроя и на этом же месте возвести новое спортивное сооружение.
Городские чиновники оценили этот объект в 7,6 миллиона тенге.
– Однако на территории недостроенного ФОКа есть крошечный клочок земли размером 17 на 34 метра. Владелец этого участка продает его за 120 тысяч долларов. А акимат отдал более трех гектаров земли вместе с металлоконструкциями за сумму, эквивалентную 21 тысяче долларов. Это несопоставимые суммы, – возмущается Николай Исаев.
Суд да дело
Между тем почти год длились разбирательства по поводу междугороднего автовокзала. Апелляционная судебная инстанция частично удовлетворила иск прокурора города Семея об отмене договоров по совместной деятельности участников ТОО “Семей-Автовокзал” и учредительного договора. Однако в органах юстиции процедура перерегистрации ТОО “Семей-Автовокзал” не произведена, так как уполномоченный орган в замешательстве.
– Органы юстиции заведены в правовой тупик, – пояснил главе города руководитель государственно-правового отдела акимата Семея Сержан АЗБЕРГЕНОВ.
– Региональное антикоррупционное ведомство, прокуратура города, межрайонный экономический суд пришли к решению о допущенных нарушениях, однако служащий акимата считает работу трех этих ведомств “тупиком”. Получается, госслужащие, которые должны бороться за сохранение материальных ценностей страны, на деле сопротивляются и противодействуют тому, чтобы вернуть недвижимость обратно государству в том виде, в котором она была. Я считаю, что это повод для возбуждения уголовного дела в отношении тех чиновников, которые допускают подобное разбазаривание госсобственности, – убежден общественник.
Семей