Происшествия — не моя стихия. Возможно, это означает полное отсутствие репортерской «жилки», но когда на улице толпа несется глазеть на кровавую аварию, я один, закрыв глаза и уши, поворачиваю против течения, подальше от этого места. И о катастрофе в Бишкеке никогда не стал бы писать, если бы не один факт. Так, казалось бы, мелочь на фоне трагедии. Но зацепило.
Случилось так, что поздно вечером в воскресенье, уже зная о том, что при взлете в аэропорту «Манас» разбился «Боинг», я вышел на улицу покурить. Навстречу двигался сосед дядя Коля — известный общественный борец с парковками автомобилей и блюститель подъездной нравственности. «Слыхал?» — спросил он. И с нескрываемым злорадством добавил: «Долетались!» Потрясло меня то, что он при этом улыбался. Кривой такой ухмылочкой тихого вредителя, но — улыбался!
Можно, конечно, изо всех сил и искренне ненавидеть технический прогресс. И подтверждения его «вредности» находятся сами собой. Погода резко меняется? Еще бы, понаделали дырок в космосе. Наводнением топит города — а не фиг нарушать природный баланс, плотины всякие строить! Можно желать автомобилю, чихнувшему вам в лицо, въехать в ближайшую колдобину — это понятно, как говорится, в сердцах чего не скажешь. Но вряд ли кому-то придет в голову пожелать водителю разбиться насмерть. А по дядиколиной логике — это как раз нормально. Никак не поймет он, что вспять процесс не повернуть. Со времен изобретения колеса человечество терпит аварии, калечится, но не унимается — новые и новые «Титаники», сверхзвуковые, со скоростью, не поддающейся разумению, выходят на волны прогресса. Все поломать и пересесть на лошадей? Так ведь, как известно, и ишак может закусить удила и понести. Наивно это все было бы, если бы не вот эта ненависть и полное равнодушие к гибели людей. «Долетались» — значит, еще одно доказательство пагубности техники. Мы все достаточно циничны и не рыдаем в голос, услышав о подобном происшествии. Но все же на душе — нехорошо, тяжко…
Каким бы ни было совершенным «железо», рядом всегда присутствует человек. Меня, например, волнует то обстоятельство, что основной причиной авиакатастроф в СНГ эксперты считают элементарную усталость пилотов. Работая в частных компаниях «на износ», они не имеют возможности восстановиться, как положено. Вот и одной из версий бишкекской катастрофы называется ошибка местного экипажа в управлении полетом. И кстати, компания Itek-Air — один из крупнейших киргизских авиаперевозчиков, чьи самолеты ежедневно совершают рейсы в Москву и Новосибирск, но летать над Европой им запрещено.
Еврокомиссия включила эту авиакомпанию в свой «черный список» небезопасных. А в СНГ, выходит, летать можно. Так что технический прогресс, пожалуй, здесь не при чем.