Бишкек, здание правительства, толпа митингующих — сюжет повторяется заново. В этот раз пикеты проводятся в поддержку отправленного в отставку генпрокурора республики Азимбека Бекназарова.
В то же время событие, которое, как и предыдущие, заканчивалось митингом на площади возле местного «Белого дома», имеет несколько иные мотивы, нежели предшествующие ему.
И в Аксыйском районе Джалалабадской области Кыргызстана несколько дней назад прошел митинг в поддержку уже бывшего генерального прокурора республики. В митинге принимали участие по некоторым подсчетам около тысячи человек. Порядка семи тысяч человек вышли на улицы в четырех сельских управах района, требуя восстановления Бекназарова в должности.
При этом митинг носил спланированный характер.
И данное мероприятие не окончилось как это обычно происходит: «постояли — разошлись». Результатом митинга стало обращение, направленное руководству Кыргызстана, а именно:
— президенту Кыргызской Республики К. Бакиеву;
— руководителю администрации президента Кыргызстана У. Сыдыкову;
— госсекретарю Д. Сарыгулову:
— спикеру парламента Кыргызстана О. Текебаеву.
В данном случае интересны требования митингующих, которые не назовешь столь уж и невыполнимыми, а именно:
— восстановить А. Бекназарова в должности генерального прокурора;
— признать, что в смерти шести погибших во время аксыйских событий 2002 года частично виновен действующий президент К. Бакиев;
— до 28 сентября 2005 года К. Бакиев должен приехать на встречу с аксыйскими жителями.
Конечно, на первый взгляд, подобные демарши уже стали обыденным явлением для кыргызской общественности, но все же здесь есть одна отличительная черта, в основе которой лежит защита интересов группы людей, заинтересованной, прежде всего, в организации политического диалога с новой властью, которую они же и приветствовали в марте этого года.
Но это на поверхности, внутри, вполне вероятно можно отметить внутриаппаратную работу по перестановке кадров на руководящих позициях Республики.
Так квазиблагополучное заключение союза между Севером и Югом сегодня уже дает трещину по многим позициям, потому что многие представители южных кланов Киргизии сегодня не могут смириться с тем фактом, что им придется делить власть с северянами.
Итак, власть придется делить по трем наиболее важным направлениям:
1. Формирование правительства Кыргызстана;
2. Определение состава парламента Республики;
3. Назначение на ключевые финансовые посты.
Давайте рассмотрим каждое направление по отдельности. По первому направлению вполне вероятно ожидать максимальную пролонгацию официального сформирования правительства и утверждения его парламентом, поскольку вряд ли северяне смогут ввести в кабинет министров значительное количество своих ставленников.
Что же касается парламента республики, то вполне вероятно, что мы будем наблюдать картину, при которой после изменения состава парламента в результате пересмотра судами итогов выборов по ряду округов, он будет находиться под большим влиянием северян.
Кроме того, если мы вспомним предвыборное соглашение между Бакиевым и Куловым, то увидим, что Феликсу Кулову должна быть предоставлена возможность лично формировать финансовый блок правительства, то есть контролировать все денежные потоки в Киргизии.
А при незначительной географической площади, небольшим количеством граждан Республики и достаточно проблемной экономикой контроль за распределением финансовых потоков является наиболее действенным механизмом, способным повлиять как на экономические, так и на политические процессы, протекающие в настоящее время в Республике.
В результате можно отметить, что политическая борьба за расстановку кадров, за парламент и за контроль над финансовыми потоками, скорее всего, будет только обостряться.
И в этом случае президент и премьер-министр встанут по разные стороны баррикад.
При этом немаловажно отметить тот факт, что меморандум, подписанный накануне президентских выборов между Бакиевым и Куловым, противоречит Конституции Кыргызской Республики.
И здесь мы сталкиваемся с главной проблемой, которая заключается в том, чему отдаст приоритет действующий Президент Республики — Меморандуму, заключенному между двумя политическими деятелями или Конституции, на которой он присягал на верность народу Республики.
Давайте рассмотрим поподробнее варианты развития событий.
Итак, первый вариант. Президент Кыргызской Республики, понимая важность подписанного меморандума, начинает действовать согласно подписанному им политическому документу. В этом случае союз «Бакиев-Кулов» имеет шансы на существование в ближайшие один-два года. В то же время среди международного сообщества может зародиться сомнение о легитимности деятельности нынешней власти, где даже первое лицо государства осознанно нарушает Конституцию Республики.
Здесь у рядовых граждан Кыргызстана также может возникнуть резонный вопрос, если президент нарушает народную конституцию в угоду своим политическим амбициям (так как благодаря заключенному соглашению Бакиев и стал, собственно говоря, президентом Кыргызстана), то почему они — рядовые граждане должны ее соблюдать?
И второй вопрос: кто даст гарантии того, что, преступивши один раз Конституцию, президент не сделает это в другой раз? И далее — сколько последующих нарушений можно будет ожидать в ближайшее время от руководства республики, если оно свою политическую деятельность начало с нарушения Конституции?
Конечно, это не бесспорная модель развития событий, но имеет все шансы на воплощение.
Давайте рассмотрим второй вариант, если президент Кыргызской Республики, заранее уверяет кыргызскую общественность в своей легитимности и приверженности. Далее идет ссылка на то, что каждый гражданин Кыргызской Республики независимо от занимаемого поста должен уважать Конституцию страны и жить и трудиться в соответствии с ней. И, вследствие этого, все заключенные договора и соглашения, идущие вразрез с действующей Конституцией страны нужно признать нелегитимными.
В этом случае аннулированными будут несколько договоров, в том числе и политическое Соглашение с Ф.Куловым. Бакиев получает всю власть в свои руки (в руки юга республики) и начинает без оглядки на представителей другого политического лагеря проводить своих людей на ключевые посты, тем самым получая полный контроль над республикой.
При этом международная общественность с пониманием отнесется к такому заявлению президента, тем более, что если это будет преподнесено мировой общественности, как борьба за установление общепринятых демократических ценностей, в числе которых уважение и почитание Конституции, и верховенство закона над людьми.
Как видно из приведенных выше сценариев каждый имеет право на существование.
Но, принимая во внимание развитие внутриполитической ситуации в Кыргызстане, уже сегодня можно констатировать наличие латентного конфликта, который в краткосрочной перспективе может вылиться в рамки того или иного вышеописанного сценария.
Но самое интересное, что рядовые граждане Кыргызской Республики также, как и в марте 2005 года, опять окажутся заложниками политических игр, которые ведут между собой различные политические силы Республики…