Цирк в отдельно взятой квартире - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Цирк в отдельно взятой квартире

Цирк в отдельно взятой квартире

Наталия Лаукарт и Николай Буймов в цирке с детства, каждый - в своем. Она родилась и выросла в Костанае, там и окончила цирковую студию, гастролировала по городам России. Он - карагандинец, выпускник циркового училища, профессиональный акробат, работал в Киеве, ныне - клоун и фокусник.

  • 5 Апреля 2010
  • 3310
Фото - Caravan.kz

Они познакомились во время шоу-концерта в Алматы, куда и Наталья, и Николай были приглашены организаторами как лучшие цирковые артисты Казахстана.
Уже много лет Наталия и Николай, работники карагандинского филиала цирка г. Алматы — муж и жена. Свою трехкомнатную квартиру в Караганде делят с животными. Не просто с кошками и собаками — в большой угловой комнате разместились экзотические представители фауны — обезьяна Джонни, питон Цезарь, безымянные голуби и крысы необычных расцветок, одну из которых, голубую, Лаукарт и Буймов первыми завезли в Караганду из Украины.
— Соседи не жалуются? — начала я допрос, пытаясь понять, как ужиться на нескольких квадратных метрах с дикими зверьми.
— Наоборот, в первое время ходили как в зоопарк, особенно малышня, — рассказывают супруги. — Животные, мы называем их «наши дети», спокойные, на людей не кидаются, живут каждый в своей клетке, для голубей мы построили вольер, питон великолепно чувствует себя в террариуме. Домашние занятия проходят тихо, лошадей у нас нет — скакать по полу некому. Чтобы не было запаха, убираем каморки два раза в день, если уезжаем в отпуск на неделю-другую, за зверьем следит обслуживающий персонал. Так что соседи по батареям не стучат, не жалуются, привыкли уже.
— Расскажите, как формировалась группа артистов-животных.
— Сначала я голубей купила, — вспоминает Наталия. — Занималась с парочкой, потом еще двоих взяла, теперь их шестеро. Чтобы птицы освоили трюки, их нужно брать пискунами — до года, и прежде приучить к рукам, чтобы не улетали на открытом пространстве, сделать это просто — достаточно кормить их с ладошки. Ручная птица обучается чему угодно — они у нас и по крутящемуся шарику ходят, и через кольца летают. Тем не менее, у каждой из них — свой характер, один голубь может согласиться выполнять нужный элемент, другой — откажется наотрез, и хоть ты тресни — ничего не выйдет. То же самое, кстати, и с крысами — одна солистка поднимается с пола по ноге, затем перебирается на стойку, влезает по стойке наверх, спускается по руке на плечо. Других сколько мы этому номеру не учили — упираются, и все тут.
— С питоном, наверное, сложнее, они неповоротливы и глупы?
— Не скажите. Они очень умны. Наш Цезарь — тоже ручной до мозга костей. Конечно, он не узнает хозяев, как, например, обезьяна, зато свою работу знает хорошо — на сцене, накрученный на шею Николая, изображает, будто бы душит его. Долгая борьба со змеей на глазах зрителей заканчивается победой человека.
— Не боитесь, что задушит по-настоящему, Николай?
— Нет, но открою секрет — иногда на представлениях он забывается, входит в азарт, и игра превращается в настоящую битву.
— Как он попал в вашу команду?
— Питону был один метр, когда мы его приобрели в Алматинском зоопарке, а сейчас четыре.
— Был один метр? Они в метрах измеряются? — недоумеваем мы с фотографом.
— Со стороны звучит необычно, — засмеялась Наталия, — понимаю. Питоны достигают 12-ти метров в длину, когда Цезарь вырастет — мы обменяем его на маленького, в зоопарках разрешены такие бартеры. Змеи тоже весьма своенравны — некоторые шипят, самые смелые позволяют себе бросаться на окружающих. По совету зоологов, мы приобрели Цезаря — самого уравновешенного из тех, что имелись в питомнике — чтобы не переживать за публику во время программы.
— По квартире ему разрешено передвигаться?
— Ему и в террариуме комфортно, разве что купаем мы его в общей ванне, как и обезьяну. Там же, во время водных процедур питон напивается воды. Цезарь не доставляет нам никаких неудобств — он не только мало пьет, но и кушает один раз в три недели.
— Чем кормите?
— Живыми крысами, которых мы специально выращиваем для него. Питон — хищник, он не притронется к умерщвленным животным или мясным продуктам, он сам должен поймать и задушить жертву. Весной мы покупаем Цезарю живых цыплят или перепелов, он обожает это лакомство.
— Вам не жалко бедных крысок и птичек?
— А что ж поделаешь, жизнь такая, кто-то есть, а кого-то — едят. Мы же тоже кушаем мясо… — многозначно ответила Наталия, не растерявшись.
— А Джонни привередлив в еде? — любопытно узнать, чем питаются обезьяны в домашних условиях.
— Чтобы узнать, какое блюдо больше всего нравится питомцу, нужно выложить на один разнос несколько наименований продуктов — то, что выберет любимец в первую очередь и есть «деликатес». Наш Джонни обожает бананы, конфеты, лук репчатый и зеленый, и даже подогретый в микроволновке хлеб с майонезом. А вообще он ест все подряд — когда девять лет назад мы поселили его, маленького и лысенького, у себя дома, Джонни питался кашами, йогуртами, фруктами, а сегодня черпает «ручками» супы из своей тарелки, пьет из кружки, правда, при моей поддержке, — говорит Наталия. — Обезьяна живет в большой клетке, ее опасно выпускать.
— Опасно? — впервые слышу, чтобы эти милые создания несли угрозу для человека.
— Ну, да. Он же все цветы в доме перегрызет, шторы посрывает с гардин, обезьянки же веселые, озорные, их хлебом не корми — дай попрыгать.
— Разве это не жестоко держать животину взаперти всю жизнь?
— Почему же всю жизнь: летом мы выводим его в парк фотографироваться с желающими, на арене или сцене он тоже не привязан. А во время дальних путешествий в поездах клетка необходимо согласно закону, тут ничего не изменишь.
— На свободе он не проявляет агрессию, обиженный на долгое заточение?
— Напротив, Джонни любит людей, он их распознает, к каждому у него свое отношение. Например, видя, что дети — маленькие в росте, он может щипать их или дергать за волосы — задирается, мужчин, особенно больших — уважает — почмокивает, чинно перебирает их шевелюры. Он хитрый парень, с вредным характером — любит показать свою лень, нежелание работать. А еще Джонни очень брезглив, прямо как человек — если вдруг замарает лапки — намывает их, стряхивает грязь.
— Чему вы научили обезьяну?
— Первые шаги были робкими — он прыгал со стульчика на стульчик, ходил по шесту на четвереньках, потихоньку выпрямился, вышагивал на двоих задних, прыгал через колечки. Сейчас он и книжку сам листает, и кувыркается, и сальто делает, и коромысло носит — гений, да и только.
— Джонни уже взрослый юноша, не пытались его с девочкой подружить?
— Пытались — не вышло, они поигрались и разошлись по разным углам. Честно говоря, начало семейной жизни у животных — это всегда конец их карьеры. Не хотелось бы пока прощаться с Джонни, но когда он постареет и обленится — обменяем его на молодого самца в зоопарке.
— В ближайшем будущем не хотите завести новых «актеров»?
— Мечтаем купить енота необычного вида — может, носуху и енотовидную собаку. Наш Рикки, циркач первого класса и большой друг Джонни, предпочел роль мужа и отца, и мы отдали его в питомник, сейчас там подыскивают еноту пару. Мы навещаем Рикки еженедельно, он всегда нас узнает — бежит навстречу. Если бы видели, как он радуется гостиницам — вареным куриным лапкам и винограду.
— Чего только не едят дикие животные…
— Рикки страсть как обожает живых раков, вареных не ест, хоть умоляй, а еще — мясо и колбасу.
— Чем занимался Рикки на арене цирка?
— Катал тележку и мячик, дудел на дудочке, считал на счетах. Номера не эксклюзивные, но в Караганде мы одни занимаемся с животными, нас даже приглашали на кастинг московской телепередачи «Минута Славы» в Астану, мы прошли отбор, однако в Москву так и не попали — тяжело и очень долго перевозить зверинец через две границы. Но по ОРТ нас показали, и то — хорошо.
— Наталья, вам как женщине, легко содержать такое количество зверей?
— У нас тяжелый хлеб. Особых проблем с приготовлением еды нет, а уборка и дрессировка отнимают 24 часа в сутки.
— Кормить животных — не накладно?
— Во время гастролей Алматинский цирк выплачивает суточные, в период вынужденных простоев — тоже кое-какие денежки поступают, а когда приглашения есть — мы выплачиваем цирку проценты. Но на жизнь хватает — в отпуск съездить, декорации обновить, пернатое и шерстяное семейство прокормить. Мы гастролируем по всему Казахстану, в основном приглашают, реже — сами просим выступить, например, сейчас работаем в детских садах города Темиртау, — рассказывает Николай.
— Не устаете от разъездов?
— Я не могла привыкнуть к такому образу жизни в течение, наверное, года — с тех пор, как начала работать в цирке, — говорит Наталия. — А теперь домой не тянет. Неделю в квартире — уже «на волю» хочется. Гастролируя, мы знакомимся с разными людьми, любуемся природой — горами, степями, лесами, озерами, морями — как же красива наша Земля!
— Да… Работая на заводе или фабрике, ничего этого не увидели бы.
— Коля уходил в водители, и слесарем устраивался, но цирк все равно перетянул. Творческие мы люди, нас не переделаешь.
— Николай, Наталья, а не замахнуться ли вам дальше Казахстана?
— Нас пугает та же самая проблема с границей. На таможне — 40 дней карантина, где разместить зверей, как они будут себя чувствовать в переносных клетках такое долгое время? Нас звали в Китай с клоунадой и фокусами, предлагали полугодовой контракт, но мы отказались — не решились оставлять любимцев на обслугу. Кроме того, животные быстро отвыкают от занятий, вернуть наработанное спустя шесть месяцев не представляется возможным даже для самого опытного дрессировщика. Так что, возвратившись на родину, мы бы уже не смогли выступать со зверями, — рассказывает Буймов.
— Николай, а зачем вам, клоуну и фокуснику, нужна Натальина поддержка на чужбине, один вы не справитесь?
— Наталия ассистирует мне. Некоторые фокусы невозможно выполнить без помощи, в этом вся проблема.
— Научиться вашему ремеслу труднее, чем дрессировать зверей?
— Главное — желание. Я нахожу новые фокусы в интернете или в книгах, интересно обыгрываю их — получается всегда весело и для детей, и для взрослых. Моя коронка — номер с рюмкой: зритель из зала выпивает напиток, но жидкость под действием ловких рук фокусника вновь и вновь появляется то из уха, то из носа наблюдателя.
— Кто думает над костюмами и гримом?
— Мы сами себе гримеры-постижеры, и костюмы сами придумываем, а шьет их бывший специалист театра музкомедии по пошиву одежды, она понимает, что нам нужно. До того, как мы познакомились с этой женщиной, приходилось испытывать неудобства — работники ателье, привыкшие к классике, таращили глаза, разглядывая наши эскизы — они даже и не думали, что такое (!) можно выкроить и собрать.
— Наталия, Николай, в обычной жизни вас принимают за циркачей?
— Нет, мы одеваемся скромно, Наталия не любит яркий сценический макияж. И еще от музыки очень устаем, дома хочется тишины.
— А ваши питомцы не нарушают покой?
— Нет, к их «мурлыканиям» и урчанию мы уже привыкли.
— Ну и последний вопрос — о планах на будущее.
— Намереваемся частично обновить репертуар, расширить программу, набрать молодых артистов и отойти от практики — заниматься административными делами.