Плохое питание = Умственное отставание - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+20 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Плохое питание = Умственное отставание

Плохое питание = Умственное отставание

Сегодня между плохим питанием и замедлением умственного развития у детей можно поставить знак приблизительного равенства.

  • 6 Ноября 2006
  • 1967
Фото - Caravan.kz

Ученые доказали, что бедность и недоедание напрямую влияет на умственное развитие ребенка.
Вы не замечали, что на голодный желудок работается труднее? Гораздо приятнее начинать еще один рабочий день с плотного завтрака и чашки горячего кофе или чая. Пару раз перекусив до обеда, ровно по расписанию вы идете на ланч, а вечером вас ждет горячий ужин. А если вы забегались на работе и не перекусили во время, то под вечер силы на исходе и настроение не то.
Что же говорить о наших детях, которым ежедневно приходится усваивать огромное количество новой информации. Нередко они просто не справляются с этим и начинают отставать, получая двойки, стресс от возможности огорчить своих родителей и нарваться на подзатыльник, а после, зачастую, и совсем теряя интерес к учебе. Ученые доказали, что плохая успеваемость может быть прямым следствием недоедания.
Иностранные исследования
«Дети с низким социально-экономическим статусом стабильно показывали худшие результаты по сравнению с детьми из состоятельных семей», — пишет газета The Times.
Бедность влияет на физическое развитие мозга и дает его обладателю ущербный интеллектуальный потенциал, не позволяя развиваться должным образом. Нет ума, не хорошего образования, без которого сейчас никуда. Нет хороших знаний, нет и хорошей работы, что говорит о том, что и в дальнейшем вырваться из бедности такому ребенку будет очень сложно. Сплошной замкнутый круг, вам не кажется?
Американская исследовательница Марта Фарах утверждает, что от последствий детства, проведенного в нищете, необходимо лечиться, применяя специальные препараты. Директор Центра когнитивной нейрофизиологии при Университете Пенсильвании, профессор, изучавшая взаимосвязь бедности и интеллектуальных способностей детей, пришла к интересным выводам: «Даже короткий период бедности может негативно отразиться на когнитивном развитии ребенка».
У бедных детей, как правило, хуже идут дела в школе, чем у их богатых товарищей. Однако гипотеза о том, почему бедность так часто идет рука об руку с низкими интеллектуальными достижениями, может открыть глаза на проблему. Марта Фарах выдвинула предположение, что детство, полное лишений, влияет на физическое развитие мозга и дает его обладателю ущербный интеллектуальный потенциал. По этой причине бедность заслуживает, чтобы ее рассматривали как заболевание, пишет The Times (перевод публикует Inopressa).
Если принять как аксиому тот факт, что бедность разрушает мозг, вполне логично звучит утверждение, что в целом бедняки принимают решения хуже, чем богатые люди. Задумаемся. Финансисты, политики, бизнесмены — среди них мало тех, кто выбился в люди из бедности, но гораздо больше выходцев из богатых семей и потомственных наследников, продолжающих дело семьи. Решения, принимавшиеся из поколения в поколение, приведшие к накоплению семейного капитала, говорят о том, что богатство дало шанс умножить это богатство. Тогда как большинство бедных людей до сих пор прозябают в бедности, и лишь единицам удалось разорвать замкнутый круг.
Фарах провела нескольких экспериментов для проверки когнитивных функций — языка, памяти и визуальной обработки — у детей с низким и средним социально-экономическим статусом.
Она обнаружила, что «самыми четкими нейрокогнитивными корреляциями с социально-экономическим статусом» были язык, память и когнитивный контроль (задачи со сложным планированием). Иными словами, дети с низким социально-экономическим статусом решали тесты на память, язык и планирование гораздо хуже, чем дети со средним социально-экономическим статусом.
Кроме того, исследование показывает: даже короткий период бедности может негативно отразиться на когнитивном развитии ребенка. Младшие дети в семье страдают больше старших, и именно на их развитие родителям стоит обратить наибольшее внимание, говоря о проблеме, а не пытаясь ее скрыть и сделать вид, что все хорошо.
Недоедание, недостаток железа в организме, действие свинца (в шелушащейся краске давно неремонтированного жилища), матери, которые употребляют наркотики, курят и пьют во время беременности (обычная картина для ребенка из неблагополучной семьи) — все это вместе усугубляет положение и снижает умственное развитие, точно так же как отсутствие игрушек и книг.
Люди с хорошим финансовым здоровьем не все умны, но тут есть другие внешние и внутренние факторы. Однако если в целом брать количество доступных возможностей, богатые люди обладают лучшим физическим здоровьем (и живут дольше), чем те, кто стоит ниже на социальной лестнице.
И размышляя общими категориями, на основе проведенных исследований, можно сделать вывод, что бедность в целом причиняет детям вполне конкретный вред, изменяя их мозг. Профессор Фарах приходит к выводу, что «нейрофизиология может превратить детскую бедность из проблемы экономических возможностей в биоэтическую проблему».
Соседские решения
А пока ученые думают, как решить проблему умственного отставания бедных детей, а ООН пытается накормить всех детей третьего мира, страны которых будучи бедными так бедными и остаются, наши соседи кыргызы решили повысить успеваемость детей в школах горячими завтраками.
Горячее питание, введенное с 1 сентября 2006 года в школах Кыргызстана для учащихся начальных классов, благоприятно сказывается на их успеваемости, говорит заместитель главного врача Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Бишкека Адылбек Джузенов.
Теперь решением столичного депутатского корпуса в Бишкеке на питание детей 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений будет выделяться по 10 сомов. И школьники ежедневно будут накормлены горячими кашами и супами. В настоящее время в Бишкеке функционируют 93 школы, где в начальных классах учится 37,5 тысяч детей. В первом учебном полугодии на их питание из местного бюджета выделят 26 миллионов сомов.
Казахстанские реалии
Пытаясь найти информацию в Интернете о проблемах бедности, я пришла к неутешительному выводу. Свежих данных не имеется. Последняя статистика иностранная и датируется 2003-2005 годами. Прогнозы ее неутешительные.
Отчет ПРООН, посвященный проблемам бедности в Казахстане, «Бедность в Казахстане: причины и пути преодоления», констатирует: с учетом развития нефтегазового сектора уровень жизни населения Казахстана мог бы быть выше. Самый высокий уровень городской бедности — в Атырауской области, а сельской — в Мангыстауской, то есть в нефтеносных районах страны. Основными причинами остаются безработица и низкий уровень доходов населения.
По данным отчета, в 2002 году среди трудоспособного населения страны более 57% бедных, около половины работников Казахстана получают низкую заработную плату. А значит содержать свои семьи и нормально кормить своих детей они не в состоянии.
К примеру, по данным отчета «Уровень жизни населения и бедность в Республике Казахстан», опубликованным Агентством РК по статистике и тематической группой ООН по бедности, занятости и социальной безопасности, в 2002-2003 годах средние показатели потребления белка в рационе домашних хозяйств близки к физиологическому минимуму, но не достигают нормы, обозначенной в прожиточном минимуме в большинстве областей. И это только один показатель.
Согласно новой социальной реформе в этом году в Казахстане прожиточный минимум решено было повысить, а потребительскую корзину разнообразить.
Предполагалось расширить список продовольственной корзины до 43 наименований, а потребительская корзина в целом оценивалась в 7,5 тысяч тенге. Однако тот факт, что далеко не все казахстанцы смогут позволить себе такую корзину, заставляет задуматься.
В 2003 году в Южно-Казахстанской области семьи могли потратить на продукты не больше 5000 тенге. Очередная декларация? А в жизни?
В жизни вам, родители, придется самим следить за питанием ваших детей, кормить их горячим, делать бутерброды в школу и класть фрукты в портфель, или давать денег. А также объяснять, почему яблоко лучше шоколадки, а натуральный сок лучше кока-колы.
Ухудшилась успеваемость? Проверьте, не от питания ли! И не спешите ругать, напоите чаем и просто поговорите. Детям нужна помощь, но не каждый ребенок вам об этом скажет.

Фото: Надежда Кулагина, г. Алматы