Для нас пока это — головная боль. Однако чиновники от образования полны оптимизма и уверены, что очень скоро все изменится. Все проблемы иностранных студентов будут решены с помощью Международного клуба.
Итак, надо признать, что США зарабатывает на обучении свыше 30 млрд. долларов в год. В Канаде казна государства пополняется за счет обучения в вузах более 300 тысяч иностранцев. В России сложился устойчивый контингент иностранных учащихся — порядка 60 тысяч человек. У нас тоже поняли, что для начала полезно бы заняться учетом и контролем этой категории студенчества. Количество иностранных студентов наконец-то «взято на карандаш». А посчитала их Ассоциация вузов. Она провела анализ международных образовательных связей вузов республики, и объявила во всеуслышание, что в настоящее время только в 64 вузах, являющихся членами Ассоциации, обучаются 6680 студентов из стран Европы, Северной Африки, Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Китая, Прибалтики и СНГ.
Пальму первенства среди казахстанских вузов по числу иностранных студентов прочно удерживают Казахский национальный медицинский университете им. С.Д.Асфендиярова — 900, МКТУ им. Х.А.Яссави — 643, КазНУ им. Аль-Фараби — 546, Университет «Сырдарья» — 500. При этом ректоры вузов считают, что это не предел, что высшая школа Казахстана в состоянии повысить и количество, и качество иностранного сектора учащихся. Что для этого надо?
Чтобы проблемы иностранных студентов перестали быть проблемой отдельно взятого вуза, потому как за каждым иностранцем стоят не только большие финансы, но и не менее большая политика. Пока же, увы, за каждым иностранцем стоит воз и маленькая тележка проблем, трудностей, нелепиц, несуразиц, казусов и прочей всякой всячины, которую приходится решать исключительно вузу и самому студенту.
В таких условиях говорить о развитии бизнеса на ниве образования сложно. Впрочем, как признаются многие студенты-иностранцы, говорить о полноценном образовании не менее сложно. С первых же дней пребывания в Казахстане, у них начинаются серьезные трудности, которые отнимают время, силы, средства. Даже хорошее знание русского и казахского языков не спасает таких студентов от проблем. Кое-как приспособившись к социуму, молодые люди долго привыкают к национальным особенностям еды и воды.
Во время обучения возникают серьезные недоразумения с учебной литературой, особенно если дополнительно приходиться много читать зарубежной литературы, научных изданий. Хорошо, если на факультете найдется добрая душа, которая возьмется объяснять или пересказывать непонятный материал, а если нет?
Помнится, когда мы учились на журфаке, с нами вместе осваивали эту профессию ребята из Афганистана, Лаоса и с Кубы. Объяснить им «Божественную комедию» Данте было суперсложно. В результате за каждым из иностранцев негласно закрепился шеф из числа ребят, который курировал студента, помогал ему в учебе, а если надо — консультировал и «по жизни». Так лаоссцам, замерзающим при минус один, приходилось объяснять, что куртки — это верхняя одежда, их нельзя надевать под пальто в качестве кофты. Афганцев, возмущенных некачественным сервисом в наших парикмахерских и часовых мастерских, приходилось водить туда за ручку, дабы их не обманывали. Тогда с иностранцами буквально нянчились, но…Каждый из нас понимал, что ребята из Афганистана, побывавшие в свите Бабрака Кармаля, заслуживают этого. Как впрочем, искренне хотелось помочь и лаосцам, приехавшим в Казахстан прямо с поля боя. У них тогда на Родине шла война.
Кубинец писал страшные рассказы про реалии своей жизни, про бактериологическое оружие, которое нам тогда и не снилось. В общем, ребят поднимали всем курсом на голом энтузиазме и патриотизме, но с уважением. Сейчас — другое время.
Нынче главными проблемами иностранных студентов признаны не велеречивый Данте или холодная погода в сентябре. Молодые люди говорят об отсутствии хорошего жилья и социальных программ поддержки студентов в обществе. Им негде работать, чтобы подзаработать себе на жизнь, не говоря уже о законном трудоустройстве по окончании учебы.
У них возникают осложнения с медицинским обслуживанием и досугом.
Обо всех этих проблемах иностранные студенты говорили весной в южной столице на первой конференции иностранных студентов. Тогда же прозвучала мысль о том, что городу необходим студенческий городок именно для иностранцев. Студенты согласны жить вдали от своих вузов, но… в обществе себе подобных, и если понадобится, сообща решать наиболее сложные проблемы.
Недавно состоялась вторая конференция иностранных студентов. На ней об общежитии говорилось меньше, зато объявили о создании международного клуба иностранных студентов в Казахстане. Ассоциация вузов считает, что такая организация существенно изменит жизнь иностранной молодежи. Клуб возьмет на себя решение таких вопросов, как: развитие международного партнерства в области образования, воспитательную работу, организация и проведение досуговых мероприятий с иностранными учащимися, пропаганду казахстанской высшей школы.
Кроме того, основными задачами клуба станут: оказание содействия иностранным студентам в укреплении взаимопонимания с органами управления образованием и казахстанскими гражданами, профессиональная подготовка, защита прав и интересов, укрепление взаимопонимания и дружбы между народами.
Рахман Алшанов, президент Ассоциации вузов, считает, что для привлечения иностранцев в наши вузы, отечественная система образования активно выходит на международный уровень: «В условиях дальнейшего углубления интеграционных процессов в мировом образовательном пространстве в последние годы существенно возросли меры, предпринимаемые для повышения мобильности студенческой молодежи, снятия барьеров в их перемещении между университетами разных стран. Одним из основных событий уходящего года стало подписание Россией и еще нескольких стран Болонской декларации, которая обозначает согласие европейцев создать степени (академические звания), признанные как во всей Европе, так и в других странах мира.
Таким образом европейское образовательное объединение теперь насчитывает 40 государств.
Казахстан активно принимает участие в присоединении к происходящим в сфере образования интеграционным процессам. Нами подписана и ратифицирована Лиссабонская конвенция, а также 23 двусторонних соглашения по вопросам взаимодействия в сфере образования, в том числе и по взаимному признанию документов об образовании. Всего заключено свыше 100 международных договоров и соглашений.
Вузы республики заинтересованы в прохождении международной аккредитации, которая играет значительную роль в повышении статуса вуза, утверждает его фактическую и юридическую интеграцию в мировое образовательное пространство, обеспечивает подготовку специалистов по существующим международным стандартам. Исследования Ассоциации показали, что вузами Казахстана заключены договора с более чем 600 ведущими университетами мира.
Ряд казахстанских вузов уже начали процесс присоединения к Болонской хартии, принятой ректорами 350 европейских вузов в 1988 г. КазНУ им. Аль-Фараби первый из Центральной Азии в лице ректора, профессора Кожамкулова Т. А. подписал европейскую хартию университетов в г. Болонья. В настоящее время готовятся к подписанию хартии КазНТУ им. К. Сатпаева и КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова».
Чиновники от образования реально признают, что к образованию в Казахстане, как к своеобразной нише на мировом рынке, есть огромный интерес. Он подогревается сразу несколькими факторами: это оптимальное сочетание цены и качества образовательных услуг, близость к растущему азиатскому рынку, политическая стабильность в республике, благожелательный межнациональный климат и конфессиональная толерантность, рост и повышение качества услуг для жизни, развитие транспортной инфраструктуры. Более того, Казахстану действительно есть что предложить! Сложившиеся центры подготовок, как национальные университеты, медицинские вузы, школы народных артисток РК Жании Аубакировой и Айман Мусаходжаевой, школы боксеров, вузы горно-металлургического комплекса, геологического и аграрного профиля, энергетики и связи, языкознания и т.д. — известны далеко за пределами республики. Они могут привлечь на учебу и стажировку значительное число иностранных студентов. Надо научиться себя презентовать за границей!
Специально для этих целей в вузах созданы отделы по международному сотрудничеству, с которыми и будет работать напрямую Международный клуб. Правда, в пресс-службе ассоциации мне не смогли ответить четко, как клуб будет работать, каков механизм его действий, ведь речь идет не о разовой акции по спасению иностранцев от голода, холода или социальных несправедливостей. Оказывается, в настоящее время положение о клубе еще только разрабатывается, обсуждается с ректорами вузов. Как это реально отразится на условиях жизни иностранцев, тоже никто пока не знает. Но почему-то все уверены, что панацея от бед студентов иностранцев уже найдена…