Изъяном разработчики программы посчитали и жесткое прикрепление больных к лечебным учреждениям, больницам и поликлиникам, основанное на территориальном принципе. Где живешь — там и лечишься, так действовали медицинские учреждения долгие годы. Теперь это правило решили отменить.
— Принятый закон с 1 января по 1 февраля дает каждому право прикрепления за поликлиникой, то есть, в течение месяца любой казахстанец может выбрать себе ту поликлинику и того терапевта, которого он пожелает, — заявил министр здравоохранения республики Жаксылык Доскалиев. Далее, он пояснил, что такой же принцип свободы выбора врача распространяется и на больницы. А к середине этого года Минздрав на своем сайте будет размещать рейтинги клиник, которые более востребованы в каждом городе или районе. Это будут рейтинги по нескольким параметрам, и наши люди смогут выбирать, где им лечиться.
В первые дни нового года я отправился в поликлинику, чтобы посмотреть, как идет «миграция» больного народа. В городской поликлинике №3, несмотря на праздничные выходные, кипела жизнь. Коридоры, как и всегда, были забиты народом, терпеливо ожидающим приема врача. Особенно большая очередь была в кабинет хирурга, видимо, праздники и гололед сделали свое «черное дело». Кто-то «нянчил» свою руку в гипсе, кто-то хромал, опираясь на костыли.
В кабинет заместителя врача по лечебной работе мне удалось попасть не сразу, а отстояв небольшую, но активную очередь. Бойкая старушка возмущалась:
— Сказали — свободно можно перейти в новую поликлинику, а оказывается — они на дому не обслуживают! Что это за реформа? Буду жаловаться…
Ситуацию пояснила зам. главврача Камшат Айтказина.
— Да, мы готовы принимать больных из других районов. Для этого им нужно только взять в своей прежней поликлинике открепительный талон, медицинскую карточку, захватить с собой удостоверение личности и домовую книгу и все принести к нам. Мы этого пациента зарегистрируем, и он будет теперь обслуживаться у нас.
— А зачем домовую книгу?
— Потому что мы должны знать, где все-таки живет наш пациент. Если за пределами нашего района, например, в Каменке или в районе первой Алма-Аты — мы его сразу предупреждаем: лечиться в поликлинике он может, но на дом к нему врачи выезжать не смогут.
— Почему?
— У нас физически нет такой возможности. Тогда врач не успеет попасть к десятку других больных. Вы же знаете, какие у нас расстояния и дорожные пробки! Мы еще в прошлом году, когда нас собирали на семинары, где разъясняли положения новой системы медицинского обслуживания, поднимали эту проблему. Четкого ответа, как действовать в такой ситуации, мы не получили. Так что приходится выбирать решения, руководствуясь опытом и здравым смыслом. Хочешь быть у нас — пожалуйста, но на дому врач будет посещать только тех, кто живет в пределах нашего района.
Пока особого ажиотажа с переменой поликлиник не наблюдается. В среднем с такими просьбами обращаются в день два-три человека. Я разговорился с одним из них: Николай Семеряев, пенсионер. Раньше он обслуживался в поликлинике в микрорайоне «Орбита». Там у него квартира и прописка. Но вот уже три года Николай Антонович живет у дочери, на улице Радостовца, а в поликлинику приходилось до сих пор ездить в «Орбиту » — в другие не брали, не положено.
— Ездил с двумя пересадками, полтора часа на дорогу — рассказывает он.- На посещение поликлиники тратил порой целый день. Так что для меня новый закон — манна небесная! Ведь здесь мне идти пешком пять минут!
Камшат Айтказина полагает, что количество людей, готовых к перемене поликлинике, может возрасти, но, думает, что не намного. Люди привыкли, что поликлиника должна быть рядом, это удобно и им, и врачам. Есть вопросы и по поводу «особых» больных: беременных женщин, больных диабетом, эпилепсией, бронхиальной астмой и других, которым требуется специальное лечение, регулярный прием лекарств, инъекции, причем порой — очень недешевые! Как при переходе они будут обеспечиваться препаратами? Не будет ли в этом процессе сбоев, не породит ли это конфликты? Вот что волнует сегодня врачей.
И аналогичных вопросов еще очень много. Например, в детских поликлиниках тоже может возникнуть похожая ситуация. И если взрослый человек сам ответственно может принимать решение и ему можно отказать в обслуживании на дому, то как поступать с детьми? Ведь больного малыша с температурой не потащишь в поликлинику, да еще по морозу! К нему врач должен приходить на дом, а как это сделать, если малыш с родителями живет за городом, куда и на машине можно доехать только за пару часов?
Вызывают серьезные сомнения у врачей и другие аспекты новой реформы. Раньше при финансировании медицинских учреждений существовала уравниловка. К примеру, в Астане на любую операцию в больнице было заложено в среднем 65 тысяч тенге, вне зависимости от сложности операции. Больницам было экономически выгодно брать пациентов с несложными заболеваниями, чтобы меньше нести затрат. Сейчас разработаны новые тарифы по 1200 заболеваниям. Стационару будут возмещаться реальные расходы. Сложные операции стали выгодны. Поэтому все бюджетные средства сосредоточили на республиканском уровне. Таким образом, возмещение расходов больниц будет осуществляться не из местного бюджета, а из республиканского.
— Естественно, возникнет дисбаланс, — считает знакомый врач Еркин. — Одни больницы будут просто перегружены больными, желающими в них лечиться, а из других больные будут уходить. Естественно, в них и финансирование будет слабое, и они попросту зачахнут. Врачи из них будут уходить. А как же будет с президентской программой «Сто школ, сто больниц»? В новые больницы тоже ведь нужны врачи, тысячи врачей, медсестер, фельдшеров! Говорят, новая система должна повысить эффективность больниц. Но ведь это не завод, не банк, не контейнер с китайским ширпотребом! Больница — сложный механизм, врачебные коллективы создаются годами, а наши горе- «реформаторы» хотят бездумно устроить между лечебными учреждениями «конкуренцию»! Да и больницы в Астане, Алматы — они же тоже не резиновые! Как они смогут вместить всех желающих? Возникнут «листы ожидания», коррупция, скандалы… Вместо того, чтобы поддерживать медицину в регионах, они хотят ее вообще угробить. Ничего, кроме хаоса, обид и беспорядка нашей медицине такие изменения принести не могут.
Один руководитель детской поликлиники, попросивший не называть своей фамилии (боится неприятностей от начальства) высказался прямо:
— Нас опять не послушали! Чиновники сидят в кабинетах, пишут на бумаге разные программы — а на деле их выполнение ведет только к неприятностям и конфликтам между врачами и пациентами. На словах: да, вот она, свобода выбора, вот — права пациента! Но как же их реально обеспечить, слабыми силами поликлиники? Лучше бы повысили зарплату врачам, чтобы они не бегали по разным приработкам, а спокойно работали на своем месте.
Кто прав в этой ситуации, снова должно показать беспристрастное и справедливое время. Только отчего у нас всегда получается, что любые новые свободы обязательно поворачиваются к нам самой неприглядной своей стороной?