Заметки пенсионного статиста - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Заметки пенсионного статиста

Заметки пенсионного статиста

Пенсионная реформа, стартовавшая 1 января 1998 года, стала первым успешным социальным проектом Казахстана. Когда начинали, не были уверены, что получится, а теперь, оглядываясь назад, начинаем ценить свою дерзновенность.

  • 7 Декабря 2004
  • 1783
Фото - Caravan.kz

Получилось, и еще как! Многие постсоветские государства теперь приезжают за передовым опытом, и все пытаются понять, как же нам удалось свершить нет, не чилийское, хотя и по их образцу, а казахстанское чудо.
Впрочем, сейчас накопительная пенсионная система переживает нелегкие времена. Финансовая ситуация сложилась таким образом, что пенсионные фонды перестали получать доход. Но эксперты утверждают, что это временно: будут новые финансовые инструменты, новая экономическая реальность.
Так что накануне семилетия пенсионной реформы подведем некоторые итоги. Обозначим наиболее успешные государственные решения в пенсионной сфере и проблемы, которые пенсионным фондам приходится решать.
Всего в стране 16 НПФ, в том числе один государственный — ГНПФ. Государственный создавался с таким расчетом, чтобы население поверило в накопительную систему — в 1998 году доверие к частным финансовым институтам было не таким высоким, как сейчас (больше верили государству).
Изначально было определено, что как только доля пенсионных активов ГНПФ снизится на рынке до 30 процентов, его приватизируют. В настоящее время у него 22% рынка и он занимает второе место после НПФ Народного банка Казахстана. О приватизации говорят уже два года, но думают, каким образом это сделать.
Скорее всего, в начале следующего года ЕБРР приобретет, как и обещал, поэтапно 20 процентов акций ГНПФ, но сейчас, видимо, идет поиск и переговоры с потенциальными стратегическими инвесторами.
На 1 ноября три фонда — ГНПФ, НПФ Народного банка и «УларУмит» — миллионщики. Это самые крупные фонды и у них вкладчиков — более 2,4 млн., 1,2 млн. и 1,0 млн. соответственно. Всего вкладчиками накопительной пенсионной системы являются почти 6,8 миллионов человек из 8 миллионов экономически активных граждан. Слабое звено пенсионной реформы — неполный охват населения. За рамками пока остаются так называемые самозанятые граждане, которые занимаются мелким бизнесом. Государству так и не удалось придумать, каким образом вовлечь этих граждан в накопительную систему: идет разъяснительная работа, но она малоэффективна.
Каких-либо кардинальных административных мер государство не предпринимает. Но число вкладчиков постепенно растет — по нескольку тысяч в месяц. Видимо, экономическая ситуация на самом деле улучшается.
В нашей накопительной системе существует не только обязательный, но и добровольный вид пенсионных взносов. Согласно законодательству, добровольные пенсионные отчисления может делать работодатель в пользу своего работника. Больше года этот закон не работал, но постепенно начинает увеличиваться количество таких вкладчиков — на 1 ноября их уже 29831 человек. В основном это крупные корпорации или вредные производства, старающиеся удержать у себя ценных работников так называемым «пенсионным пакетом».
Вкладчики НПФ очень активно пользуются своим правом менять пенсионные фонды (это можно делать не чаще чем 2 раза в год) — перевод пенсионных денег и инвестдохода в принципе осуществляется без проблем, стоит только написать в своем родном фонде соответствующее заявление.
Так, по данным на ноябрь 2004 года в другие фонды было переведено 77 миллионов тенге. Всего же в накопительной пенсионной системе накоплено почти 455 миллиардов тенге, из них почти четверть — это инвестдоход, то есть прибавка к пенсиям будущих пенсионеров. Люди пользуются своим правом перехода из фонда в фонд скорее всего потому, что значительно разнится инвестдоход в разных НПФ: одни работают лучше, другие — хуже. Они понимают, что разница даже в десятых долях процента в доходности со временем сыграет большую роль, потому что вступает в действие закон больших чисел. Вкладчики следят, какой доход получает их фонд, как он работает.
Самое главное достижение пенсионной системы — за эти годы ни один фонд не обанкротился и не увел деньги вкладчиков. Поэтому люди поверили в систему и уже не считают получение накопительной пенсии чем-то нереальным. Три года назад произошло слияние двух небольших фондов, в результате вкладчики не только не пострадали, но и выиграли — это НПФ «УларУмит», который занимает на рынке устойчивое третье место — и по количеству вкладчиков, и по пенсионным активам.
Сейчас на пенсионном рынке намечается одно слияние и одно поглощение мелкого фонда более крупным. Эксперты прогнозируют, что через несколько лет на рынке останется не более 6-8 фондов. Но это вкладчиков нисколько не тревожит.
Поглощение и слияние фондов обусловлено экономической целесообразностью, поскольку более крупные фонды, имеющие солидные активы, могут вести более успешную инвестиционную деятельность. Это особенно актуально, поскольку вот уже больше года доходность фондов падает. И если номинальная доходность положительная, то реальная — за вычетом инфляции — в настоящее время у всех фондов отрицательная. Специалисты пенсионного рынка объясняют это тем, что недостаточно финансовых инструментов для размещения пенсионных активов. Но и разрешенные инструменты, в частности, ГЦБ, имеют доход ниже уровня инфляции. В реальный сектор НПФ напрямую не инвестируют — лишь опосредованно.
Структура инвестиций в целом по рынку по данным на 1 ноября следующая: краткосрочные ГЦБ в национальной валюте — 32,38%
долгосрочные ГЦБ в нацвалюте — 15,98%
долгосрочные ГЦБ номинированные в иностранной валюте — 0,58%
облигации казахстанских эмитентов — 26,42%
депозиты в банках второго уровня — 10,63%
акции казахстанских эмитентов — 5,78%
ценные бумаги иностранных государств — 3,86%
акции негосударственных ценных бумаг иностранных эмитентов — 2,04 %, облигации — 0,65%.

Вообще в Казахстане жестко регламентируется инвестиционная политика НПФ — пруденциальные нормативы четко расписывают, в какие ценные бумаги и в каких пределах можно вкладывать пенсионные деньги. Это обусловлено, как объясняют в Агентстве финнадзора, необходимостью контроля за рисками.
В настоящее время разрабатывается государственная программа развития пенсионного рынка до 2007 года. Самое главное — определяется ответственность за сохранность пенсионных накоплений. И если раньше государство декларировало сохранность пенсионных накоплений в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции, то теперь эта ответственность, похоже, будет переложена на сами НПФ.
Но один из главных вопросов, который обсуждается в настоящее время — как увеличить доходность. НПФ постоянно предлагают, что нужно делать, но АФН не всегда с ними согласно. Но в одном принципиальном вопросе им удалось договориться. Государство будет выпускать проектные облигации, чтобы пенсионные деньги работали в реальной экономике.
Но как скоро это произойдет, пока неясно.