Лысенковщина - стратегическая ошибка советской науки - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+17 °C
Алматы
2024 Год
8 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Лысенковщина - стратегическая ошибка советской науки

Лысенковщина - стратегическая ошибка советской науки

А мы еще долго будем пожинать ее плоды, считает доктор медицинских наук Мынбаев Оспан Абдрахманович.

  • 3 Сентября 2007
  • 2266
Фото - Caravan.kz

От редакции: Представляем вашему вниманию статью мастера медико-фармацевтических наук, члена многих международных научных и научно-практических обществ, обладателя премий: общества лапароэндоскопических хирургов (по мультидисциплинарному научному проекту); европейского общества гинекологов-эндоскопистов (имени Рауля Пальмера); американской ассоциации гинекологов-лапароскопистов
(имени Жереми Хоффмана); американской, общества репродуктивной медицины и медицинской ассоциации, основателя и руководителя международных научных групп со штаб-квартирой в городе Леувен, Бельгия.

Автор в своем материале поднимает проблему состояния и реформирования системы казахстанского здравоохранения, продолжая разговор, начатый в интервью газете «Казахстанская Правда» от 27 июля сего года.

***
Казахстан выделяется среди постсоветских республик успешным претворением в жизнь многих прогрессивных реформ и идей, наряду с взвешенной внешней и внутренней политикой главы государства.
Благодаря социальной направленности внутренней политики наш Президент завоевал заслуженное доверие своего народа.
А сегодня президент Нурсултан Назарбаев обращает пристальное внимание на науку, здравоохранение и подготовку высококвалифицированных специалистов, проявляя пророческое видение будущего нашей страны, которая не должна стать сырьевым придатком развитых стран.
В Послании «Новый Казахстан в новом мире» глава государства определил улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения, как одно из важнейших направлений внутренней и внешней политики государства.
В столице Казахстана активно развивается медицинский кластер. Выделены огромные средства для этих целей, и под прямым патронатом президента сейчас строятся многие объекты для науки и здравоохранения.
Чтобы эти идеи успешно претворить в дело, нам необходимы высококлассные специалисты, которые способны видеть перспективу и успешно руководить всеми делами. Поэтому чиновники в отраслевых министерствах должны понимать детали и нюансы своей службы и провести в жизнь политические и человеческие начинания главы государства с достоинством.
Чтобы претворить такую важную реформу в жизнь, мы должны знать историю проблемы, сегодняшнее состояние здравоохранения и видеть перспективы в целом.
Во всех республиках в постсоветском пространстве идет осмысление недостатков советской системы здравоохранения, маститые ученые пытаются найти оптимальные пути их оптимального решения, чтобы наладить систему здравоохранения, отвечающее требованиям сегодняшнего дня. Ее крах, развал и кризис в некоторых постсоветских республиках является уже темой международной научной дискуссии, о чем свидетельствует статья Ричеля и МакКия в англоязычном Интернет-журнале, («Биомедцентрал»), посвященном здравоохранению Туркменистана.
После интервью в «Казахстанской правде», я размышлял над этими вопросами и хочу поблагодарить журналистку газеты, которая в ходе интервью инициировала меня написать эту статью.
Я получил полное высшее советско-российское, затем высшее бельгийское академическое образование — три диплома доктора, один мастера — наук, что для меня не являлись самоцелью, а стало результатом желания познать неизведанное и новое! Я работал сначала в советско-российских научных центрах и МГУ имени Ломоносова, затем в западноевропейских университетах. Исходя из собственного наставнического и научно-практического опыта, попытаюсь изложить свое видение в этом вопросе.
Чем система здравоохранения в странах СНГ отстала и хуже Западной?
На этот вопрос пытаются ответить многие деятели здравоохранения и ученые после развала Советского Союза. Деятельность большинства правительств постсоветского пространства сводилась к одному — выбросить на свалку истории отжившую систему. Относилось это и к здравоохранению. Я далеко не апологет минувших эпох, но что касается здравоохранения, то здесь требовалась серьезная модернизация, а не полный демонтаж.
Если вы хотите построить себе второй дом зимой, вы не будете сразу ломать старый, а сначала возведете новый, и только после этого решите, что сделать со старым. Так, наша советская система практического здравоохранения считалась самой эффективной в мире. Это не мои слова, так написано в Алма-Атинской декларации ВОЗ в 1978 году, когда Всемирный конгресс и эксперты ВОЗ со всего мира дали ей такую оценку.
Сегодня уровень медико-биологических научных исследований в Западной Европе и в США значительно выше, чем в мире, а страны СНГ отстают лет на 50. В прошлом веке в СССР на стратегическом уровне было принято неправильное решение, что сказывается сегодня.
И это будет отражаться на уровне медико-биологической наукоемкой технологии на всем постсоветском пространстве, по крайней мере, одного-двух поколений, в лучшем случае. Речь идет о лысенковщине — тогда была уничтожена наука генетика, а Запад, опираясь на генетику, развил такое направление науки, как молекулярная биология.
На данный момент времени она является локомотивом всей медицинской науки, пищевой, сельскохозяйственной, фармацевтической промышленности и т. д. — одним словом, современной цивилизации, прогресса человечества в познании мира.
Конечно, в те далекие времена были у нас и прогрессивные научные разработки, а вот эффективного механизма их внедрения в практическое здравоохранение не оказалось, и мы прозевали стратегический важный элемент прогресса в медицине — молекулярную биологию и, соответственно, освоение новых диагностических и медико-фармацевтических технологий.
В этом и заключалось наше отставание от Запада, а не в системе практического здравоохранения, как пытаются сегодня представить некоторые аналитики.
Когда иностранцы приезжают и смотрят, как работают наши врачи, они поражаются их самоотверженности и преданности своему делу. Наши доктора сами по себе трудились не хуже среднестатистического западного специалиста, а принцип поэтапного оказания первичной помощи населению работал как часы.
У нас безнадежно отстала научно-техническая база, а не система здравоохранения, которая, по сути, не может отстать — поскольку она имеет только структуру или форму.
Следовательно, качество оказания медицинских услуг в большой степени зависит от материально-технической базы и наличия высококвалифицированных специалистов, хочу подчеркнуть, а не структуры системы здравоохранения. Если не иметь соответствующую фундаментальную материально-техническую базу и квалифицированных специалистов, то меняй не меняй структуру здравоохранения, т.е., назови главного врача менеджером или кем-то еще, а участкового врача — домашним доктором, — результат будет таким же.
Что из себя представляет — научная материально-техническая база?
Наглядный пример: чтобы врачу разработать новый метод диагностики или лечения, с ним вместе должны работать минимум 10 ученых смежных медико-биологических и фармацевтических специальностей с огромными многочисленными лабораториями, наукоемкими оборудованиями и прочим — вот таким должен быть современный научный центр.
Соответственно, площадь развертывания научного центра должна быть минимум в 10 раз больше по сравнению с площадью типовых городских клиник…

Продолжение следует

На фото с сайта http://www.kazpravda.kz: доктор медицинских наук Мынбаев Оспан Абдрахманович