Откуда посылка? Из Сети, вестимо… - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+25 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Откуда посылка? Из Сети, вестимо…

Откуда посылка? Из Сети, вестимо…

Несмотря на девальвацию, покупки в Интернете (за доллары и евро) остаются актуальными. И на фоне резкого роста цен отоваривание в Сети по-прежнему выгодно.

  • 19 Февраля 2009
  • 2093
Фото - Caravan.kz

Тем не менее, и здесь кроется множество опасностей, подстерегающих незадачливого и неопытного покупателя. Жуликоватые продавцы, махинаторы со счетами и «посылочные воры» в аэропортах и на границе…
Почти все отечественные банки сейчас предлагают открыть «виртуальную карту» для оплаты покупок и услуг в Интернете (чтобы не «светить» основной счет). И хотя наши карты заморский продавец может и не принять (особенно таким снобизмом грешат американские ресурсы), чаще всего вопрос решается положительно. Более того, есть возможность оспорить или отменить платеж, обратившись в банк. К слову, недавно одному из российских банков пришлось спешно менять карты десятку своих клиентов, с основных счетов которых в несколько подходов были сняты приличные суммы на оплату билетов внутренних индийских авиалиний. Сайт, где пострадавшие граждане накануне совершали покупки, успел снять с кого тысячу долларов, с кого две, с кого пять… Благо, деньги вернули, карты перевыпустили, открыв к ним дополнительные карты специально для расчетов в Интернете.
В принципе, по сети бродят списки ненадежных магазинов и посредников, и с ними всегда можно свериться перед заказом. Однако интернет-шоппинг, как и покупки в обычном магазине, легко может обернуться тратой нервов и потерей времени и денег.
Но самым опасным отрезком на пути вещи, купленной через Интернет, становится доставка: все чаще казахстанские получатели не находят во вскрытых коробках товаров, а Казахстан становится воистину «бермудским треугольником». Граждане бьют тревогу — на просторах родной степи (читать — почты или таможни) завелся свой распоясавшийся Соловей-разбойник, который поставил на поток потрошение ценных посылок с дорогой забугорной техникой. Однако все возмущения остаются гласом, вопиющим в пустыне: «Казпочта» держит оборону, уверяя, что у них ничего вскрыть не могут, а таможенники и вовсе отмалчиваются, мол, не барское это дело, заниматься такой мелочью. Хотя масштабы «потрошения» давно уже не мелкие…
Внутренние почтовые источники в Алматы неофициально сообщают, что на последний год с жалобами обращались более ста человек — из посылок суммарно исчезло почти 150 ноутбуков, шедших из США. Так же внезапно «испаряются» mp3-плейеры, фотоаппараты, дорогая одежда и обувь…
Одна из версий — вещи «приватизируют» еще в самих Штатах или при транзите через Европу. Это, стоит отметить, официальная позиция почтовиков, которые уверяют: воровство — дело рук грузчиков-гастарбайтеров из «дружественной Турции», промышляющих в немецких аэропортах. И вроде больше полугода назад даже было инициировано разбирательство с участием «специально обученных людей», как сообщают казахстанские пользователи, собравшиеся обсудить проблему в специальной ветке на форуме «Центр тяжести». Правда, результаты его до сих пор неизвестны.
«У друзей потерялось куча посылок. Я от них не могу получить свой фотоаппарат. А если собрать больше десятка случаев из опыта друзей и знакомых, то потеряно 16 ноутбуков, 5 клавиатур…», — сетует один из пользователей. «Ребята, что-то такая беда накрывает не единицы уже. Знакомый заказал ноутбук из США за 2500 у.е., — делится второй — отслеживал посылку до Казахстана, и как только она пришла, статус посылки перестал меняться. Через пару дней сказали, что внутри ничего нет!». Третий приводит свои умозаключения: «USPS (американская почтовая служба прим.авт.) впервые сталкивается со столь массовыми случаями воровства, причем воруют только на нашем направлении. Внутреннего контроля у нас никакого, а таможня — рассадник коррупции. Вступить в сговор у нас очень легко, причем не только сотрудникам одного ведомства, но разных структур». Четвертый справедливо замечает: «Чтобы в Европе извлечь фотоаппарат или ноутбук из посылки, надо сорвать пломбы, а без пломб посылки не примут в Казахстане…»
Большой соблазн утащить чужое может действительно возникнуть и у иных нечистых на руку сотрудников таможни, ведь именно здесь все посылки взвешивают, проверяют и сканируют, определяя, «что в коробушке лежит». Иначе как объяснить те факты, что «знакомые знакомых» регулярно отвариваются американской техникой в два раза дешевле ее рыночной стоимости. В республике явно хорошо поставлен преступный «посылочный» поток. Такими темпами многие компании вскоре откажутся отправлять посылки в Казахстан, и мы займем «почетное» место в «черных списках пересылки» рядом со странами африканского континента. Кстати, из-за неблагонадежности несколько крупных торговых ресурсов уже исключили из своего списка Россию, мы — на очереди.
Но вернемся к сервису «Казпочты». Вопрос о его уровне мы уже не раз поднимали на сайте (http://www.caravan.kz/art.asp?aid=111348, http://www.caravan.kz/art.asp?aid=83037, http://www.caravan.kz/art.asp?aid=41320). Но сейчас особенно интересует, первое: есть ли у почтовиков не на словах, а на деле эффективные системы внутреннего контроля и безопасности, которые давно выстроены на Западе, и которые сотрудникам-злоумышленникам непросто обойти?
Второе: что за официальные правила, которые требуют сначала расписаться в квитанции, а потом получить посылку на руки, что практически исключает возможность дальнейшей жалобы? Пункт 129 Правил предоставления услуг почтовой связи гласит: «Адресат может отказаться от вскрытия почтового отправления, при этом он делает соответствующую отметку на извещении, что является основанием для отказа в удовлетворении претензии». Вот и получается потом, как пишет еще одна «жертва»: «Принесли домой посылку из Штатов с недовесом и не давали ее вскрыть, пока не подпишу получение посылки». А попробуй, подпиши — и опротестовать-то не разрешат.
Третье. Мало кто может вовремя получить от почтовиков документы, подтверждающие факт вскрытия посылки и утери вещи, из-за чего людям не выплачивается страховка, гарантированная поставщиками и международными службами доставки. Например, вышеупомянутая американская USPS не выплачивает компенсацию, пока не получит официального ответа от «Казпочты». А наша почта склонна, как мы убедились, безмолвствовать в ответ. Хотя закрадывается мысль, что всего-навсего стоит завести сотрудника, который мог бы полноценно изъясняться и вести переписку на английском языке с зарубежными службами.
Ради справедливости стоит отметить, что разгильдяйство и нерадивость — интернациональное явление, границ не имеющее. Так, по результатам исследования, проведенного Ассоциацией Европейских авиалиний, только за три прошлогодних летних месяца компания «Бритиш Эйруэйз» потеряла вещи каждого 36-го пассажира!
Правда, обманутым соотечественникам от этого не легче. «Воровство посылок — это не пара досадных случаев, а системное масштабное явление!!! Пострадавшие должны объединиться и заняться этим сообща — всем подать иски, посчитать, сколько у кого пропало, показать, что это не единичные случаи», — призывают к сплочению пострадавшие от «посылочных воров».
У нас иначе и не получается: пока письмо Президенту не напишешь или голодовку не объявишь, никто тебя и слушать не станет…