Хроника газового противостояния показательна. 31 декабря российско-украинские переговоры по цене газа для Украины были прерваны официальным Киевом. В отсутствие контракта «Газпром» с 1 января 2009 года прекратил поставки газа в Украину. При этом Россия продолжала выполнять свои обязательства по поставкам газа европейским потребителям через территорию Украины.
7 января российская сторона, обвинив Украину в одностороннем закрытии экспортных труб, перекрыла поток транзитного газа для стран Европы.
Этот шаг Украины можно смело трактовать как жест отчаяния. Президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко, после череды консультаций с европейскими партнерами, четко осознали: европейцы не собираются вмешиваться в российско-украинский конфликт по газу до тех пор, пока на себе не ощутят его последствия. Как и во время газового спора трехлетней давности между Украиной и Россией, ЕС не собирался вмешиваться в ситуацию, считая его не более чем хозяйственным спором двух субъектов — страны-транзитера и страны-поставщика.
С другой стороны, Россия намерена получить максимальные выгоды из ситуации, сложившейся после непродуманных, и часто импульсивных действий украинской политической элиты. Вмешательство ЕС должно дать Москве возможность существенно продвинуться по вопросу строительства газопровода по дну Балтийского моря.
Причем, надо отдать должное тому, с какой последовательностью российское руководство подставило перед европейцами кролика Роджера. Думается, не стоит уточнять, какая из сторон подразумевается в качестве единственного кандидата «на подставу».
На фоне обострения газового конфликта некоторые европейские страны намерены получить собственные дивиденды. К примеру, 8 января министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил о том, что газовый спор между Россией и Украиной привел к возрождению идеи строительства газопровода «Набукко».
Справка:
Nabucco — проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км из Центральной Азии в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. Проектная мощность — 26-32 миллиардов кубометров газа в год. Строительство планируется завершить к 2013 году. Предполагаемая стоимость — 7,9 миллиарда долларов.
В консорциуме по строительству газопровода участвуют компании OMV Gas GmbH (Австрия), Botas (Турция), Bulgargaz (Болгария), S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия).
Первоначально проект газопровода Nabucco, представленный в 2004 году, предполагал поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе. В 2006 году было принято решение в связи с конфликтом вокруг иранской ядерной программы изменить проект таким образом, чтобы иметь возможность поставлять газ из Туркмении, Узбекистана и Азербайджана.
В частности, в своем интервью польскому изданию «Газета выборча» глава внешнеполитического ведомства Польши назидательно заметил, что «наше предложение о диверсификации не только маршрутов поставок, но и источников газа, стало выглядеть более убедительно».
Важно заметить, что «Набукко» предполагает исключение России не только в качестве поставщика углеводородов, но и как страны-транзитера. Вместе с тем, это не единственный проект, предполагающий поставки газа в обход России. Есть еще идея построить Транскаспийский трубопровод, который позволит поставлять казахстанский и туркменский газ в Европу, минуя Россию.
Предполагается, что он пройдет по акватории Каспийского моря, а также по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Его еще в 2006 году активно лоббировал еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. Строительство Транскаспийского трубопровода планировалось завершить к 2010 году. Однако реализации проекта помешал «Газпром», который создал на базе «Голубого потока» Южное газовое кольцо, поставляющее газ на юг Европы. Ранее тот же «Голубой поток» сделал строительство Транскаспийского трубопровода малоперспективным.
Нет ничего удивительного в том, что именно польские политические деятели часто видят больше, чем все остальные европейские политики вместе взятые. Польша неравнодушна к России, а к проводимой внешней политике Москвы — неравнодушна вдвойне.
Не лишен дара предвидения и спикер нижней палаты польского парламента Бронислав Комаровский. 7 января он отметил, что Россия может использовать сложившиеся проблемы в качестве дополнительного аргумента в пользу строительства газопровода «Северный поток». В частности, он уверен, что данные доводы «очень убедительны не только для политиков Евросоюза, но и для граждан ЕС, так как они, скорее всего, обеспокоены возможностью потери поставок российского газа через транзитные государства».
Справка:
«Северный поток» (англ. Nord Stream, ранее Северо-Европейский газопровод (СЕГ)) — газопровод между Россией и Германией по дну Балтийского моря, соглашение о строительстве которого было подписано в начале сентября 2005 в ходе визита российского президента Владимира Путина в Германию.
Трасса Nord Stream протяжённостью 1200 км пройдёт от Выборга (Ленинградская область) до Грайфсвальда (Германия). Также рассматривается возможность строительства ответвления для газоснабжения Калининградской области.
Характеристики проекта:
— Максимальная глубина моря в местах прохождения трубы — 210 м.
— Мощность газопровода должна составить 55 миллиардов кубометров газа в год.
Aкционеры Nord Stream AG: «Газпром» — 51 процент, Wintershall, подразделение BASF — 20 процентов, E.ON Ruhrgas, подразделение E.ON — 20 процентов, Gasunie, единственный оператор газовых транспортных сетей Голландии — 9 процентов.
Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта Nord Stream в двухниточном исполнении (строительство морского участка), составляют 7,4 млрд евро.
Согласно планам, проект должен вступить в строй к 2011 году.
Польша, стоит заметить, выступала и до сих пор выступает против строительства «Северного потока». Ключевым контраргументом является тот факт, что газопровод минует территорию страны и выйдет напрямую в Германию.
Предположения Комаровского в тот же день, 7 января, подтвердил российский премьер Владимир Путин на встрече с главой комитета акционеров газопровода Герхардом Шредером. «Ситуация, — подчеркнул Путин, — активизирует наши планы по строительству газопровода по дну Балтийского моря. Сегодня наши европейские партнеры убедились в необходимости этого проекта и его скорейшей реализации».
Еще одним немаловажным подтверждением версии Комаровского может служить мнение президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, высказанное им утром 8 января, в день, когда Россия и Украина согласились принять на своей территории европейских наблюдателей. «Для европейского потребителя все равно, — считает Баррозу, — где создана проблема — в России или Украине. Сейчас газ из России не поставляется в наши страны».
Украина заставила ЕС отреагировать на газовый спор. Однако этот факт не говорит о победе Ющенко и поражении Медведева. Безусловно, Киев показал Западу, что Россия как поставщик газа — ненадежный партнер. Но вместе с тем, Запад также понял, что и Украина, как страна-транзитер, ненадежна, и в какой-то мере даже опасна. Какой фактор перевесит в сознании европейских политиков, еще вопрос.
Нельзя не сказать и об альтернативных проектах доставки газа из Центральной Азии в обход России. Ни «Набукко», ни «Транскаспийский трубопровод», по большому счету, не выгодны Украине даже с учетом того, что часть этих газопроводов пойдут по территории Украины. Если предположить, что вышеназванные газопроводы будут осуществлены, то значение Украины для Европы резко снизится.
Россия будет и впредь работать в двух плоскостях. Во-первых, Москва заставит Киев подтвердить свои транзитные обязательства, а миссию европейских наблюдателей хочет сделать постоянно действующим институтом. Именно он позволит России быть уверенной, что у Украины останется минимум рычагов воздействия на поставки в Европу российского газа. Во-вторых, Москва одновременно активизирует строительство двух газопроводов — Прикаспийского, позволяющего еще более усилить влияние России на газовом рынке Центральной Азии, и «Северного потока», дающего прямой выход на Германию.
В рамках этой стратегии значение Украины как страны-транзитера будет неуклонно падать.
При этом вероятность осуществления двух названных проектов намного выше, чем вероятность появления на свет «Набукко» и Транскаспийского трубопровода.
Самое главное, Россия добилась того, что ЕС намерен закрепить статус-кво в российско-украинских газовых отношениях: а именно, отделить вопрос поставок газа в Украину от вопроса поставок газа в ЕС. Это позволит Москве реализовывать газ Украине по европейской цене. Если в свете последних событий Украине не удастся увязать вопрос транзита газа в Европу с поставками газа в Украину, то недалек тот день, когда украинская экономика станет неконкурентоспособной, а промышленной инфраструктуре будет нанесен ощутимый ущерб.
Коллаж rian.com.ua