Вот он подходит к стеллажу с дорогим алкоголем, перебирает несколько бутылок, одну из них прячет во внутреннем кармане плаща, другую, подешевле — кладет в корзинку для продуктов.
Далее монитор видеонаблюдения бесстрастно фиксирует, как мужчина уверенно идет к одной из касс, становится в очередь, рассчитывается за небольшой набор продуктов из корзины и уже собирается покинуть магазин, как к нему подходят двое в черном и вежливо просят снова пройти через кассу.
— Ах, да, — быстро сориентировался мужчина, — я еще сигары брал, но они мне уже не нужны.
Мужчина выкладывает сигары, тем временем, люди в черном не уходят, и он вспоминает про виски, затем из внутреннего кармана плаща (уже неожиданно для охранников магазина) появляется коробка конфет и крем для бритья.
«У нас таких «несунов» предостаточно, — комментирует видеозапись начальник охраны одного из Петропавловских супермаркетов, Александр Сагитов, — причем несут чаще даже не такие, кому не на что купить — вы сами видели — набор продуктов не из хлеба и колбасы состоит, а просто, скажем так, экономные люди. Случается, конечно, что заходят нищие — таких около12-15% от общего числа воришек, и если человека можно определить по внешности, мы его сопровождаем в залах супермаркета. Хотя и это не спасает — недавно вот зашел один такой и прямиком к стеллажу с мясными нарезками, колбасой — схватил две палки колбасы, сорвал пленку и прямо в зале стал ее кусать — не есть, а именно кусать, чтобы не отобрали. Таких «гостей» мы в последствии больше не пускаем».
Но большая часть «несунов» — все-таки люди с деньгами: хочется им купить, например, дорогой коньяк, или диски с фильмами, а денег жалко, вот и прячут — кто в карманах, кто за пазухой, думая, что их действия останутся незамеченными. Большую часть таких посетителей охране супермаркетов удается выявить и занести в черный список, чтобы в дальнейшем уделять им особое внимание. Случается, что воруют и вовсе не из соображений выгоды — так называемых клептоманов можно встретить и в Северном Казахстане.
По словам Александра случалось попадаться в таких щекотливых ситуациях и некоторым местным знаменитостям: «Очень известная в городе дама в карман норковой шубы положила несколько дисков с фильмами. При появлении администратора смутилась, ни слова не говоря бросила диски на пол, и укатила на своем «Лексусе». Около месяца ее не было, потом снова появилась и «унесла» два бритвенных станка, останавливать ее из-за них не стали. Случалось и бизнесменам средней руки попадаться на воровстве банки сгущенки. Приезжают на «мерседесах», а тащат всякую мелочь… Ежедневно 5 — 7 клептоманов к нам приходят — благо супермаркет большой».
Кто за все платит?
В общей очереди на кассе к одному из покупателей подходит сотрудник службы безопасности, протягивает джинсы и просит переодеться в ближайшей примерочной. Это не новый маркетинговый ход: хитрость покупателя состояла в том, чтобы придя в магазин выбрать похожие джинсы и просто переодеться, а старые оставить в магазине в качестве «товара»… Подвела хитреца бирка, которую он забыл оторвать.
За 9 месяцев текущего года убытки гипермаркета (говоря коммерческим языком — «инвентарная разница»), где работает Александр, от мелких воришек составили около 1,2 миллиона тенге, в прошлом году та же сумма была в полтора раза больше. Сократить убытки позволило усиление контроля за товарами — проход через кассы оборудован сканерами, фиксирующими вынос неоплаченного товара: почти вся продукция оснащена мини-датчиками, в каждом торговом помещении работают видеокамеры, следят за посетителями менеджеры. Между тем, все эти меры безопасности не должны способствовать дискомфорту покупателей. «Инвентарная разница» в супермаркетах была, есть и будет, а потому, в стоимость товаров заранее внесена поправка на убытки (кстати, такое правило работало и в советское время — 5% стоимости товара списывалось на «забывчивость покупателей»), или около 7-9%. Эта статья «расходов-доходов», конечно, официально нигде не фигурирует, поэтому правовые последствия того, что рядовой покупатель оплачивает несовершенство охранной системы магазинов, обосновать нельзя.
«В наших магазинах не ведется видеонаблюдение, — рассказывает Евгений Стрижевский, коллега Александра, работающий «консультантом» в известной сети продуктовых магазинов. Хотя везде и стоят таблички, предупреждающие о нем, основная защита от воришек — сканеры у касс. В июне у нас был очень большой убыток в одном из залов, хотя на выносе товара никого не удалось задержать. Сначала думали на продавцов, и даже уволили одну женщину (кстати, по некоторым данным «пронос» мимо кассы и вынос через черный вход могут соревноваться между собой: доля покупателей в воровстве составляет около 52%, а доля продавцов-кассиров — около 37%, остальное — на совести поставщиков и администраторов), затем, совершенно случайно вспомнили, что по два-три раза в неделю в магазин ходила группа из 4 юношей — как потом оказалось студентов СКГУ, — причем, эти студенты долгое время ходили по магазину, но покупали что-то совершенно недорогое. Однажды вечером, я заметил, что они стоят втроем и будто бы изучают какой-то товар, а четвертый при моем появлении стал как-то странно себя вести, ненатурально кашлять и громко топать по полу при этом. Оказалось, студенты… ели прямо у прилавка, причем выбирали деликатесы — копченую рыбу, голландский сыр, умудрялись протыкать тетрапаки с соком, «ужинали» прячась от муляжа видеокамеры». Случаи «ужинов» в супермаркетах нередки: соблазн попробовать аппетитную булочку, виноград, шоколад, «не отходя от кассы», довольно велик.
Служба «Без опасности»?
И Евгений и Александр утверждают, что при общении с «особыми» посетителями проявляют предельную корректность: служба безопасности по закону не имеет права, скажем, обыскивать покупателя, которого в чем-то подозревает. На личный досмотр имеет право только сотрудник полиции, а ведь каждый раз при подозрении в воровстве не станешь вызывать полицейских. Поэтому охранники и администраторы торговых залов стараются действовать методом убеждения.
Однако петропавловцы столкнувшиеся с работой служб безопасности, часто отмечают довольно грубые методы обращения с покупателями.
«Мы с женой пошли в магазин, — рассказывает Нурбол Аубакиров, житель СКО, — при входе спросили, можно ли взять с собой маленькую сумочку (камера хранения была переполнена), нам разрешили, а уже когда рассчитывались на кассе, тот же охранник в грубой форме потребовал раскрыть сумочку: «Показывайте, че у вас там!» Мы, конечно, возмутились, тогда он по рации позвал еще одного, и они попытались силой открыть сумочку жены, правда, за нас вступились другие покупатели. Вскоре приехала полиция, мы предъявили содержание сумочки — конечно, там ничего лишнего не было, а охрана магазина даже не извинилась. Сначала хотели на них в суд подать, но потом просто решили не ходить в тот магазин».
Жительница Петропавловска Альбина Хамсина, купив в супермаркете товара на четыре с лишним тысячи тенге, совершено забыла, что у нее в кармане лежат батарейки за 20 тенге. Когда на входе громко запищал датчик, в течение тридцати секунд примчались трое охранников, отвели женщину в сторону: «Они меня при этом грубо держали за предплечья и громко называли воровкой. Если бы не подошел муж, я бы, наверное, расплакалась. Оплатила батарейки, написала жалобу, но осадок, конечно, остался очень горький».
У Ирины Борисовой сын стащил с прилавка шоколад, и обнаружилось это лишь дома. Ирина вновь направилась в магазин, объяснила ситуацию кассиру, рассчиталась, но после все равно имела довольно неприятный разговор с СБ, сотрудники которой попросили Борисову в следующий раз приходить… без ребенка.
Психолог Елена Галеева, считает что детское «воровство» в данном случае часто носит чисто демонстративный характер: «Ребенок нередко просто хочет, чтобы на него обратили внимание, потому и ворует. Впрочем, иногда случается так, что пример к таким действиям исходит от самих родителей. Восприимчивые ко всему дети просто копируют действия старших. Что касается взрослых, если обеспеченный человек тащит из магазина шариковую ручку, или диск с музыкой — это желание сделать проступок и остаться безнаказанным, возможно имеющий корни в более раннем возрасте. Или просто желание совершить небольшое преступление — этакий бунт».
Согласно КоАП (Кодексу административных правонарушений) проводить личный досмотр и досмотр вещей уполномочены только те должностные лица, которые вправе осуществлять доставление и административное задержание.
«Сотрудники охранного предприятия, — комментирует частный юрист А. Фогель, — или службы безопасности по закону могут только временно, до прибытия сотрудников полиции задержать (без применения силы) гражданина, подозреваемого в краже. Производить досмотр, рыться в личных вещах гражданина охранники права не имеют. Любой потребитель вправе жаловаться на действия охранников, консультантов и так далее администрации магазина или торговой точки, а также подавать судебный иски и защищать свои права в суде».
Хит-парад «несунов» и клептоманов
«Рейтинг» предоставлен одним из петропавловских супермаркетов по данным первой половины 2008 года:
1. 500 одноразовых бритвенных станков (это самый популярный «товар» во всем мире);
2. 350 пивных банок и бутылок;
3. 140 шоколадных батончиков;
4. 60 дисков с музыкой или фильмами;
5. 19 тюбиков зубной пасты;
6. 12 килограммов сыра…
Фото с сайта http://vedomosti.sfo.ru