Почем финграмота для народа? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почем финграмота для народа?

Почем финграмота для народа?

Государство решило перевоспитать "темных" сограждан, несущих свои кровные в очередную пирамиду или столь же поспешно при малейшем "дуновении кризиса" изымающих вклады из банков.

  • 4 Декабря 2008
  • 1778
Фото - Caravan.kz

Для борьбы с этим явлением и решено было внедрить государственную программу повышения финансовой грамотности населения, в рамках которой в ближайшие два года почти 2,5 миллиарда тенге будет потрачено на наглядную агитацию, горячую консультационную линию, издание журналов и изготовление телевизионных роликов…
Борьба с финансовым невежеством во всем мире особенно активно развернулась последние 5 лет. Это и понятно, финансовые инструменты все больше проникают в нашу жизнь, которая теперь невозможна без индивидуальных пенсионных накоплений, кредитов, пластиковых карточек и прочих атрибутов «продвинутой» финансовой жизни. Власти уверены, что повышение уровня финансовой грамотности поможет снижению уровня бедности и научит транжир-казахстанцев копить и инвестировать.
Да взять ту же Индию, где на бирже играет чуть ли не каждая домохозяйка. В Германии еще в восьмидесятых в игровой форме школьникам задавали решать задачки на вычисление стоимости бака бензина, а в США дети могут не только открыть депозит (во многих банках депозиты от карапузов принимают через специальные окошки — около них установлены маленькие лестницы), но и получить кредит на открытие собственного малого бизнеса. В Турции выпускают детские платежные карты с изображением героев мультфильмов, а в России один из московских банков запустил пилотный проект с тремя школами: детям для оплаты школьных обедов раздали пластиковые карточки, дабы школьники учились ответственно относиться к своим первым пластиковым картам и сбережениям на них.
В Мексике тоже начинали с азов — государство начало учить граждан открывать банковские счета, а в Польше более 200 тысяч студентов и школьников благодаря обучающей программе начали заниматься инвестициями.
Правда, большинство казахстанцев все еще не отличает акцию от облигации, и все инвестиции сводятся к доставанию заначки из-под матраса и открытию на эти средства депозита (по статистике, 40 процентов казахстанцев хранят деньги именно здесь, 36 процентов прячут сбережения дома в кубышке, 9 процентов вкладывают в свой бизнес, 4 процента покупает акции и 2 — вкладывают в недвижимость).
Поглядев на такие цифры, в правительстве ужаснулись неравномерным использованием населением финансовых инструментов и слабым его участием в национальной экономике.
По мнению экспертов, народ осторожничает из-за известной доли недоверия (история «пирамид» и добровольно-принудительного отъема денег у нас богатая).
Разъяснить все непонятные моменты обещают организаторы Программы. «Мы хотим научить людей принимать взвешенные, правильные решения во всех секторах финансового рынка», — говорит Дархан Нурпеисов, координатор Программы, заместитель Председателя АРД РФЦА.
Талгат Камаров, председатель Ассоциации управляющих компаний, напоминает, что в сельской местности сейчас проживает 46 процентов казахстанцев, и «созерцая по телевидению рекламные ролики и обучающие программы с призывом вкладывать деньги, эти люди воспринимают подобные проекты как издевательство. Они предпочитают посмотреть какую-нибудь мыльную оперу, чем слушать предложения приобрести то, чего они не в состоянии приобрести».
Председатель правления АО «Тройка-Диалог Казахстан» Дмитрий Жеребятьев считает иначе: «Тот факт, что Программа повышения финансовой грамотности населения продлена до 2011 года — правильное решение, поскольку кризис в 2009 году для нас, скорей всего не закончится». С другой стороны, по мнению управляющего, в соответствие с первоначальной концепцией, Программа должна была все-таки основываться, прежде всего, на повышении грамотности на фондовом рынке, поскольку остальные секторы финансовой сферы в достаточной степени получают поддержку от государства и без того имеют хороший потенциал для самостоятельного развития.
Серик Тимиргалиев, заместитель председателя пенсионного фонда «Улар Умит», пока сомневается в ожидаемой действенности начинания. По его мнению, оно рассчитано «в основном на домохозяек».
— Чтобы повышать финансовую грамотность, нельзя финансовые продукты рекламировать как майонез — на билбордах. Они сложные и требуют индивидуальной беседы с человеком, поэтому нам надо развивать систему финансового посредничества. Эта тысячная армия агентов должна только расти.
Я очень сомневаюсь, что обычный гражданин будет сам покупать акции на фондовой бирже. Это прерогатива более состоятельных людей, которых у нас в стране немного. А все остальные люди как раз должны инвестировать деньги через финансовых консультантов.
Ботагоз Жуменова, глава управления по работе со СМИ АО «Kaspi Bank» видит эффективность массового финобразования не в обширной рекламной акции, а в индивидуальном подходе:
— На наш взгляд, большинство журналов деловой тематики, которые появлялись в последнее время в Казахстане — однозначно не для среднего казахстанца. Мы посмотрели, что делали российские банки во время кризиса 1998 года… Они выпускали журнал, где объясняли своим клиентам, что происходит. Нас поразило, насколько мало там было профессиональных терминов и как понятно и просто все было показано с помощью инфографик. Пока мы не получили единого ответа на вопрос о том, кто является целевой аудиторией этой программы и как будет просчитана ее эффективность.
Как уверены в АРД РФЦА, банки, несмотря на свою «просветительскую деятельность» не учат принимать взвешенных решений, например, как рассчитать сумму кредита, брать его или не брать, как правильно рассчитать погашение; люди часто не умеют рассчитывать пенсионные и иные платежи. Поэтому на первом этапе государство хочет дать знания для самостоятельных действий. Программа должна была быть закончена в следующем году, но ее решено было продлить. В 2008 году на реализацию программы потрачено 697,7 миллионов тенге, планируемый бюджет на следующие два года — по 900 миллионов тенге ежегодно, но эта сумма будет уточняться вместе с детализацией планов.
В России также уже запущена подобная пятилетняя программа, которая обойдется казне в 100 миллионов долларов.
Главный вопрос — как именно государства будут измерять ее эффективность? Количество билбордов, растяжек и журналов еще не является критерием хорошей организации и реальной действенности.

Фото с сайта http://www.respublika.info