Если использовать спортивную терминологию, то это — как вхождение команды в «высшую лигу», где правила может быть и те же самые, но неизмеримо выше качество как игры, так и самих игроков.
Нужно соответствовать гораздо более высоким стандартам, причем экономика в этом контексте имеет важное, но все-таки прикладное значение.
Ведущую роль в развитии западной христианской цивилизации, опыт которой и положен в основу современного «общества изобилия», все большее место занимают гуманитарные аспекты.
И один из важнейших из них — отношение общества к самым слабым, незащищенным своим членам — детям, старикам, инвалидам.
Что и говорить, в этом смысле у нас в стране предстоит сделать еще очень и очень много. Но по иному быть, наверное, и не могло: Казахстан только-только встал на путь процветания. Ранее ему для решения этих вопросов просто не хватало средств. Но и сегодня, когда в стране появились большие деньги, проблема социального самочувствия детей-инвалидов остается весьма острой.
Недавно в Казахстане было проведено исследование состояния дел в этой болезненной сфере. Очень важно, что проводилось оно совместно неправительственными организациями и Министерством образования и науки РК, что придает работе больший вес и объективность. Результаты исследования рисуют весьма противоречивую картину.
Всего в республике 46,6 тысяч детей-инвалидов до 16 лет.
В стране уделяется немалое внимание социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитации и интеграции их в общество.
По состоянию на 1 января 2006 года размер государственного социального пособия составляет 9767 тенге и специальное государственное пособие — 927 тенге).
Здесь заметна положительная динамика — в соответствии с посланием Президента страны народу Казахстана, с января 2005 года размер пособия детям-инвалидам до 16 лет увеличился еще на три месячных расчетных показателя или на 2985 тенге.
Можно по-разному оценивать размер материальной помощи, скорее всего она невелика, но то, что правительство принимает меры, чтобы она ежегодно росла, исследователи отмечают как положительный фактор.
Законом Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» определены формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями. Их сегодня в Казахстане — около 120 тысяч. Этот закон направлен на создание эффективной системы помощи детям, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.
Для оказания социальной и медико-педагогической коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями и решения проблем, связанных с их воспитанием и обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2004 года № 1032 внесены дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2000 года № 738 «Об утверждении размеров и источников оказания социальной помощи гражданам в период получения образования».
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2005 года № 100 утверждены Типовые правила деятельности специальных организаций образования.
В помощь специалистам органов и организаций образования, здравоохранения и социальной защиты населения приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 23.02.2004 года № 134 утверждены обязательные минимальные требования к материально-техническому и учебно-методическому оснащению организаций образования для детей с ограниченными возможностями, приказом от 3.09.04 г. № 712 — Правила о порядке организации деятельности реабилитационного центра, кабинетов психолого-педагогической коррекции, логопедического пункта, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями.
В мае 2005 года разработан «Классификатор компенсаторных технических и иных вспомогательных средств для лиц с физическими нарушениями» и другие.
В настоящее время в республике действуют 102 специальные коррекционные организации образования для детей с ограниченными возможностями.
для неслышащих (глухих) детей;
для слабослышащих и позднооглохших детей;
для незрячих (слепых) детей;
для слабовидящих и поздноослепших детей;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
для детей с тяжелыми нарушениями речи;
для детей с задержкой психического развития;
для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
В них обучается 17861 ребенок.
Немалое внимание уделяется обеспечению детей с ограниченными возможностями учебниками, учебно-методическими комплектами. Ежегодно из республиканского бюджета по программе 063 «Разработка, издание и доставка нового поколения учебников для специализированных коррекционных учреждений» на эти цели выделяются средства в сумме 88 млн. тенге.
Всего с 2003 года разработаны и изданы более 104 оригинальных учебников и 82 учебно-методических комплекта для детей с нарушениями интеллекта, слуха и речи. Адаптированы и изданы 42 учебника для слепых детей по системе «Брайля» и с укрупненным шрифтом для слабовидящих детей.
В рамках выделенных средств из республиканского бюджета специальные коррекционные организации образования обеспечиваются специальными техническими и вспомогательными средствами обучения: сурдооборудованием, тифлотехническими средствами, коррекционно-развивающим оборудованием.
И расходы на эти цели растут постоянно. В 2004 году было выделено 112, 2 млн.тенге, в 2005 году — 202, 8 млн.тенге, однако в 2006 году — 118,2 млн.тенге.
В Минобразе объясняют это тем, что значительную часть прошлогодних средств школы не освоили.
Для оказания социальной, медицинской и коррекционно-педагогической помощи детям, их родителям и педагогической общественности постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2004 года № 222 Республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков, имеющих недостатки в развитии, был преобразован в Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики.
Сегодня центром коррекционной педагогики ведутся фундаментальные исследования в области специальной педагогики и психологии, разрабатываются научно-обоснованные методы в развитии специального образования, рассматриваются новые подходы в подготовке и переподготовке специальных педагогов, психологов.
На базе этого центра проводятся обучающие семинары, курсы, тренинги для медицинских и педагогических работников вновь открытых психолого-медико-педагогических консультаций, реабилитационных центров и кабинетов психолого-педагогической коррекции по скринингу детей раннего возраста, совершенствованию системы специального образования. Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики активно развивает международное сотрудничество с международными организациями и рядом стран (Швеция, Дания, США, Германия, Великобритания и другие).
В сферу специального образования внедряются инновационные процессы по интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, по раннему вмешательству в развитие аномального ребенка.
Так, в детских садах городов Алматы, Актюбинска, Семипалатинска, Павлодара, Петропавловска, Усть-Каменогорска открыты инклюзивные группы для воспитания детей с ограниченными возможностями, где внедрена педагогическая технология по включению детей данной категории в общеобразовательный процесс с одновременным коррекционно-развивающим обучением здоровых и больных детей.
В целях привлечения детей с ограниченными возможностями к активному и равному участию в культурной жизни, выявлению талантливых детей-инвалидов в сфере художественного творчества, спорта ведется работа по поддержке программ специального образования.
В рамках программы сотрудничества Министерства образования и науки и Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ по программе «Всестороннее развитие ребенка», подпрограмме «Дети, нуждающиеся в особых мерах защиты» на базе национального научно-практического центра коррекционной педагогики создана модель ресурсного центра по инклюзивному образованию (включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс), проведены международная научно-практическая конференция «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями» с участием ученых России в области специальной педагогики, республиканский семинар «О единой системе реабилитации инвалидов в Казахстане».
К проведению различных исследований о положении детей с ограниченными возможностями, их семей, выполнению региональных социальных программ в интересах детей активно привлекаются неправительственные общественные организации.
В рамках проекта ЮНЕСКО «Содействие базовому образованию детей со специальными нуждами» регулярно проводятся тренинги для руководителей организаций образования, областных психолого-медико-педагогических консультаций и специальных коррекционных учреждений.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Общественным Объединением «Спешиал Олимпикс Казахстан» и Министерством образования и науки Республики Казахстан согласно ежегодному календарному плану спортивно-массовых мероприятий проводятся спортивные мероприятия среди детей с умственными нарушениями, детей-инвалидов. Так, сборная команда Спешиал Олимпикс Казахстана заняла призовые первые и вторые места в VIII Всемирных Зимних Специальных Олимпийских Играх в Японии в 2005 году.
Однако, подчеркивают авторы исследования, несмотря на то, что в республике система специального образования последовательно расширяется, еще не все нуждающиеся дети обеспечены специальным образованием.
В настоящее время в общеобразовательных школах республики обучаются более 50 тысяч детей без квалифицированной помощи специалистов. Только в 643 специальных классах общеобразовательных школ созданы условия для обучения 6480 детей с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития.
Для решения этих проблем в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы планируется:
— строительство в 2006 году за счет республиканского бюджета двух специальных школ-интернатов для детей с нарушениями зрения на 250 мест каждая в городах Алматы и Караганде;
— открытие 12 коррекционных организаций за счет местного бюджета в тех регионах, где нет условий для охвата детей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата;
— открытие 380 кабинетов коррекции и инклюзивного образования для вовлечения детей с ограниченными возможностями в систему дошкольного образования;
— совершенствование кадрового обеспечения специального образования путем подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Ограниченность выбора работы, слабая профессиональная подготовка не позволяют выпускникам коррекционных организаций быть конкурентоспособными на рынке труда. А государственные и частные предприятия не всегда заинтересованы в приеме лиц с ограниченной трудоспособностью.
Учитывая это, в настоящее время проводится серьезная работа по пересмотру программ начального профессионального образования в рамках реализации мероприятий по занятости населения.
Выводы неправительственных и государственных организаций совпадают: детям-инвалидам в Казахстане сегодня живется непросто. И государство должно приложить еще больше усилий, чтобы приблизить уровень их социального самочувствия к аналогичным показателям в развитых странах.
Фото с сайта http://www.newsprom.ru