Между тем в самой Поднебесной Империи наблюдается бурный рост последнего. Так, согласно статистическим данным официальной государственной переписи, если в 1966 году население КНР составляло чуть более 700 млн. человек, то, по состоянию на 2003 год народонаселение Китая насчитывало более 1,3 млрд. То есть, практически за каких-то 40 лет, население Китая увеличилось почти вдвое.
Кроме того, меры по сдерживанию и контролю роста населения, предпринимаемые правительством Китая, в настоящее время являются малоэффективными. В результате чего в отдельных регионах Китая можно наблюдать большую плотность населения на 1 кв. км.
Вместе с тем постановление Госсовета КНР «О мерах по дальнейшей стабилизации проблемы занятости и распределения трудовых ресурсов» ясно указывает на основные усилия, которые должны быть направлены на расширение экспорта рабочей силы из густонаселенных регионов Китая в малозаселенные сельскохозяйственные районы (в основном приграничные области) сопредельных стран.
В данном случае речь идет о том, что разработанная стратегия имеет в своем активе несколько направлений развития:
инициирование китайскими предприятиями создания совместных предприятий с обязательным участием китайских рабочих;
участие китайских специалистов на производстве в сопредельных странах с изысканием возможности пролонгации трудовых контрактов;
при длительном нахождении на территории другого государства китайские специалисты должны находиться в зоне компактного проживания;
взятие китайскими предприятиями в аренду земель, расположенных в приграничных областях сопредельных странах.
В подтверждение последнего тезиса можно вспомнить о предоставлении Пекину в аренду 800 гектаров кыргызской земли.
В настоящее время в Дальневосточных регионах (Россия) отмечается деятельность нелегальных финансово-кредитных систем, включающих подпольные китайские банки, финансирующие торговые операции китайских мигрантов.
При этом действие данной системы довольно простое:
аккумулирование китайскими банками выручки торговых фирм, размещенных на территории сопредельных государств;
нахождение/создание посреднических коммерческих фирм;
размещение заказов на лес, рыбу, цветные металлы;
транспортировка заказов в Китай.
Кроме того, Пекин учитывает и демографическую ситуацию в сопредельных странах, особенно в приграничных с ним регионах, что иногда играет на пользу Китаю.
Так, например, данные Госкомстата РФ указывают, что население ключевых пограничных регионов Дальнего Востока постепенно вымирает на фоне сокращения продолжительности жизни. А это в свою очередь влияет на состояние пограничной безопасности востока России.
Коэффициент естественного прироста населения пограничных регионов Дальнего Востока (на 1000 чел.)
Субъект РФ | 1990 год | 1998 год | 2002 год |
Приморский край | 5,6 | — 3,5 | — 4,8 |
Хабаровский край | 5,9 | -3,5 | — 5,4 |
Амурская область | 7,5 | — 1,7 | — 4,2 |
Дальний Восток | 7,3 | -1,6 | -3,1 |
Вместе с тем по Дальневосточному региону России постоянно снижается численность экономически активного населения.
В 1992 г. эта цифра составляла 4352 тыс. чел., в 1999 г. — 3769 тыс. чел., в 2002 г. — 3722 тыс. чел. Это, в свою очередь, создает условия для низкоэффективного, малопрофессионального использования имеющихся ресурсов региона.
При этом потребительские настроения населения способствуют расхищению природных богатств региона, продаже его сырьевых ресурсов с целью скорейшего обогащения при минимальных трудовых затратах.
Не стоит упускать из внимания и другие векторы политики Китая. Так, политика Пекина, направленная на увеличение числа ханьцев (племенно-коренные китайцы IX века) в Северном Китае (упор делается на СУАР), способствовала миграции тюркоязычного населения в Кыргызстан и Казахстан (в том числе уйгуров, маньчжур, монголов, корейцев и др.).
Другой отличительной чертой активности Пекина по отношению к своим соседям является создание на сопредельных территориях совместных зон, в одном случае они (зоны) носят экономический в другом — таможенный статус.
Так, попытки Китая на территории России направлены на создание совместных экономических зон площадью 5-10 кв. км., что соответствует программе Пекина по заселению Северного Китая.
В 2005 году в Синьцзяне создана вторая зона приграничной торговли между городами Китая и Казахстана (70% от всего объема казахстанско-китайской торговли приходится на СУАР).
Ранее в китайском Зимунай, расположенном в нескольких километрах от таможенного поста Казахстана «Майкапчагай» также была открыта зона приграничной торговли.
В районе территориально близком к Китаю в Казахстане были созданы два свободных экономических района — район озера Алаколь и город Жаркент (бывший Панфилов).
Что касается Казахстана, то представители Правительства СУАР (КНР) для активизации торговых связей с Казахстаном уже предложили принять ряд мер направленных на:
1. Создание органа управления особой экономической зоной на двусторонней или многосторонней основе, образование транснациональных финансовых групп.
2. Разработка этим органом правил пользования землей в пределах СЭЗ при сохранении права собственности на землю за государством-участником договора.
3. Принятие специального «Закона межгосударственного экономического района» в качестве основного юридического обоснования его функционирования, который установит единые правила формирования бюджета, налогообложения и денежного обращения.
4. Приведение таможенных налогов в соответствие с практикой свободных экономических зон.
5. Осуществление хозяйственной политики более высокого уровня интеграции, при которой финансово-коммерческая деятельность выступает в роли главного катализатора экономического роста, стимулируя развитие других отраслей и создание финансовых, коммерческих и информационных центров на всем протяжении транспортного моста.
Вполне вероятно, что подобные инициативы Китая по отношению к своим соседям носят только миролюбивый характер, направленный на углубление двухсторонних торгово-экономических связей.
В то же время появляется много вопросов относительно сохранения в будущем суверенитета и территориальной целостности некоторых соседних с Китаем стран.
Фото с сайта http://www.kp.ru