На общей экономической границе - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+22 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На общей экономической границе

На общей экономической границе

Как известно, с июля 2010 года вступит в действие Таможенный союз трех стран - России, Белоруссии и Казахстана. Таможенные службы трех стран скоординировали график перехода на единые процедуры в рамках Таможенного союза.

  • 10 Ноября 2009
  • 1760
Фото - Caravan.kz

Создан единый таможенный тариф, который уже начали рассылать участникам внешнеэкономической деятельности. Правда, сегодня только в ознакомительных целях, потому что власти трех стран решили, что до июля 2010 года действующий тариф меняться не будет. Предполагается, что для Казахстана и Белоруссии импортный тариф в целом повысится, для РФ, напротив, снизится — в среднем на 1 процент. Основные процедуры по формированию единой таможенной территории стороны думают завершить к лету 2011 года. Но объединение таможен трех стран начинается с 1 января 2010 года.
Для окончательной реализации идеи существует немалые препятствия. Три страны пока не могут договориться по одному из основных вопросов — как будут собираться таможенные платежи и, что еще важнее — как они будут распределяться между участниками соглашения. Идут очень интенсивные переговоры, поскольку таможенные сборы составляют значительную часть поступлений в бюджеты всех трех стран-участниц.
Очень важен сам механизм определения и осуществления таможенных сборов. Не так давно появился интересный документ: «Информация о ходе формирования Таможенного союза и единой таможенной территории». Так вот, по нему получается, что намечается «создание единой таможенной территории и перенос таможенной границы на внешний контур Таможенного союза». Это сразу озадачило участников внешнеэкономической деятельности, поскольку таможня работает только с оригинальными документами. Значит — компаниям придется отправлять сотрудников с письмами на границу России или Белоруссии, что резко увеличит их расходы. Правда, сейчас обсуждаются вопросы облегчения таможенных процедур — это и предварительное информирование, и электронное декларирование, и другие, но каким все же станет механизм администрирования — никто точно сказать не может.
Многие специалисты считают, что, несмотря на принятое политическое решение, создание Таможенного союза — длительный и многоступенчатый процесс. На недавнем очередном заседании российско-казахстанского бизнес-клуба в Алматы выступил председатель бизнес-клуба, председатель правления ДБ АО «Сбербанк» Олег Смирнов. Он и другие выступавшие определили нерешенные по сей день проблемы: преодоление различий, которые накопились в национальных законодательствах. Часто не совпадают списки подконтрольных товаров, в том числе в части товаров, которые могут являться наркотическими, психотропными и сильнодействующими веществами, их компонентами и производными. Есть различия в списках запрещенных к перемещению редких животных и растений. В странах действуют разные ставки налогов, в т.ч. НДС.
Забеспокоились и таможенные брокеры, без которых работа современной таможенной системы немыслима. Ведь не может каждая компания, которая ведет внешнеэкономическую деятельность, держать специально человека на каждом таможенном посте! А брокеры, согласно статье 395 Таможенного кодекса совершают от собственного имени действия по таможенному оформлению, предварительным операциям и выполнению других посреднических функций в сфере таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. В их функции входит декларирование товаров и транспортных средств; представление таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; предъявление таможенному органу декларируемых товаров и транспортных средств; обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов, предусмотренных таможенным и налоговым законодательством Республики Казахстан в отношении декларируемых товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором между таможенным брокером и представляемым лицом; и многое другое. На сегодняшний день, 90% участников внешнеэкономической деятельности пользуются услугами таможенных брокеров.
В Казахстане стоимость брокерских услуг зависит от договорных условий участника ВЭД с таможенным брокером. При сумме внешнеэкономического контракта в 1 000 000 долларов США, стоимость брокерских услуг составляет в среднем 150 000 тенге. В Российской Федерации, ставка оказания услуг по таможенному оформлению напрямую зависит от суммы договора купли-продажи. Таким образом, в Российской Федерации, стоимость услуг за таможенное оформление контракта на 1 000 000 долларов США в среднем составит 6%, то есть 60 000 рублей. Это также серьезно волнует сегодня участников ВЭД в Казахстане: возрастет ли стоимость услуг брокеров, а если да — то насколько.
Есть и другие поводы для беспокойства. В Национальную экономическую палату Казахстана «Союз «Атамекен» обратилось АО «Лизинговая компания «Астана-финанс» по вопросам связанным с формированием Единого таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Суть обращения состоит в следующем: действующим законодательством Республики Казахстан, предусмотрены льготы по уплате НДС в отношении импортируемых товаров, предназначенных для дальнейшей передачи в финансовый лизинг. Основную долю импортируемого АО «Лизинговая компания «Астана-финанс» товара составляет сельскохозяйственная техника, которая входит в перечень товаров, по которым налог на НДС уплачивается методом зачета в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан от 12.06.2001г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Постановлением Правительства Республики Казахстан № 269 от 19.03.2003г.
В законодательстве же Российской Федерации подобные льготы отсутствуют.
Отмена льгот по уплате НДС, в отношении импортируемых товаров, а также увеличение стоимости услуг таможенных брокеров, при вступлении Республики Казахстан в Единый таможенный союз, приведет к удорожанию предмета лизинга и удорожанию импортируемого товара в целом. Что в свою очередь, негативно отразится на платежеспособности, финансовом состоянии и, соответственно, производительности казахстанских предпринимателей, а также конечной стоимости импортируемых товаров при ее реализации потребителям.
Авторы обращения с тревогой задают вопросы Кабинету министров: сохранятся ли льготы по уплате налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, при вступлении Республики Казахстан в Единый таможенный союз? Какие изменения будут внесены в редакцию Единого таможенного тарифа? Следует ли ожидать повышения импортной пошлины и по каким позициям? Повлияет ли вступление Республики Казахстан в Единый таможенный союз на стоимость оказания услуг таможенных брокеров?
Пока на эти волнующие всех участников ВЭД ответов нет.