Тонкий, звонкий, прозрачный… - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+21 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Тонкий, звонкий, прозрачный…

Тонкий, звонкий, прозрачный…

Высокое мастерство древних и современных мастеров Китая демонстрируется в эти дни в Государственном музее искусств имени А. Кастеева.

  • 22 Июня 2007
  • 1637
Фото - Caravan.kz

Удивительные птицы, нежные цветы, которые словно просвечиваются солнцем, вазы с драконами, символами власти и могущества — все это и многое другое смогут встретить посетители открывшейся здесь выставке-продаже знаменитого китайского фарфора, тоже названной цветисто и поэтично: «Белое золото, дворцовый фарфор».
На ней представлены многие произведения мастеров провинции Цзянси и Цзиндэчженьских предприятий по производству керамики и фарфора.
Фарфоровое производство в Поднебесной насчитывает более чем тысячелетнюю историю. А провинция Цзянси на востоке Китая по праву считается центром фарфорового и керамического мастерства. Изящная фарфоровая посуда и другие изделия, наряду с шелком и чаем многие века были основными предметами китайского экспорта, а так как секрета его производства в других странах не знали, то эти изделия чрезвычайно высоко ценились в Европе. Многочисленные китайские правители строго следили, чтобы технология производства фарфора не ушла из страны, за раскрытие ее секретов виновным грозила жестокая казнь.
Не сразу и китайские мастера достигли совершенства, процесс накопления знаний, умения и навыков шел столетиями. Но уже в эпоху Тан (618 — 907 гг.) появились удивительные произведения искусства из фарфора, сформировались эстетические каноны.
Древняя китайская мудрость говорит: «Фарфор должен быть белым, как нефрит, тонким, как бумага, сиять, как зеркало и звенеть, как натянутая струна». Этих канонов китайские мастера придерживаются и сегодня, но им на помощь пришли современные технологии, позволяющие извлекать из этого материала все новые и новые возможности. Фарфоровое производство соединило в себе самые разные культурные достижения: здесь есть место и живописи, и каллиграфии, и поэзии. Фарфор находит свое место в религиозных обрядах и в чайной церемонии, в оформлении интерьеров как общественных зданий, так и частного жилища.
Одна из древнейших работ, прошедшая сквозь тысячелетие, но сохранившая неотразимую привлекательность — статуэтка «Хужень ведет коня», датированная XI веком.
Просто удивительно, как древний китайский мастер в столь маленькой по размерам композиции сумел передать экспрессию движения лошади, молчаливую сосредоточенность путника, который, кажется, о чем -то задумался в дороге.
А рядом — радующая глаз картина на фарфоровой плитке, созданная современным художником, словно проступающая из матовой глубины — «Легкий ветерок при яркой луне». Художник будто бы играет светотенью, мастерски передавая прелесть тихой деревенской ночи. И мастерство его тем совершеннее, когда осознаешь, что картина создана не обычными красками на холсте, а прошла огненное «крещение» в керамической печи — и осталась прекрасной!
Большой раздел выставки составляют произведения, выполненные в стиле «цинхуа»: на белом фоне идет синяя роспись под глазурь. Насыщенного синего цвета, который не блекнет и за сотни лет, мастерам удается добиться использованием синего кобальта.
Такую технологию в провинции Цзянси применяли и тысячу лет назад, и сегодня она в большом ходу. Сине-белая цветовая гамма придает вазам, блюдам и статуэткам изящную простоту, подчеркивает нежную прозрачность самой фарфоровой основы. А если мастеру нужно получить насыщенные красные или коричневые тона — используется гематин, на основе окиси железа.
В росписи также широко используют эмалевые краски, которые, после прокаливания в печи приобретают желтые, зеленые, пурпурные цвета, заметно расширяя палитру и возможности художников.
Темы рисунков также традиционные, этот стиль называется «хуа — няу» («цветы — птицы»).
Просто удивительно, как китайским художникам удается даже при таком скромном выборе тонко передать все мельчайшие детали: цветок вьюнка как будто парит в голубоватом воздухе. В древности изображение того или иного предмета несло на себе и символическую нагрузку. Например, блюдо или вазу с изображением уток, плывущих среди камыша и цветков лотоса, дарили молодоженам, это был символ крепкого супружества, благоденствия и счастья.
Весьма популярен сегодня у мастеров и другой стиль — «шань-шуй» (горы — вода). Падающие с лесистых горных вершин водопады, кажется, передают даже мельчайший водяной «туман» — столь изощренны глаз и рука художника. Великолепным примером этому служит расписное блюдо с картиной «Праздник Цинмин на реке Бяньхэ», где переданы даже мельчайшие детали одежды веселящихся крестьян, каждое лицо несет на себе отпечаток индивидуальности. Экскурсовод рассказывает, что над этой картиной художник работал четыре года.
Большие декоративные вазы обвивают огнедышащие китайские драконы — тоже популярный сюжет у художников из Цзянси.
Дракон символизирует мощь, силу и в китайской культуре не несет какого-то негативного смысла. Такие вазы принято было дарить на юбилей мужчинам, как признание их общественных заслуг и пожелание удачной карьеры. Некоторые вазы достигают в высоту более метра.
А рядом — «женская» тема: ваза с изображением полуобнаженной красавицы, написанной буквально несколькими смелыми мазками. Но даже при столь «экономных» средствах художник Сунь Лисинь сумел передать капризное и высокомерное выражение лица молодой женщины, блеск глаз из-под опущенных ресниц…
Но обо всем, что есть на выставке, не расскажешь.
Слова слабо передают прелесть изделий китайских мастеров — их надо видеть, любоваться ими. Сплав древних традиций и современных технологий, вечно живая мысль художников — вот что сегодня являет собой китайский фарфор.
И замечательно, что с этим искусством смогли познакомиться тысячи алматинцев. Современные китайские мастера, хранящие и развивающие древние традиции предков, надеются, что их изделия окажутся востребованными на становящемся придирчивым к качеству рынке Казахстана. Уже в ходе выставки, по словам ее организаторов, налажены неплохие связи с казахстанскими предпринимателями.
Так что уникальные вазы, чашки и кувшины, которыми ранее владели только императоры и важные китайские сановники, могут вскоре украсить собой и интерьеры казахстанских домов.

От редакции: Вниманию молодых и не очень, профессиональных и начинающих художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства!
Свои работы вы можете представлять и реализовывать на сайте http://art.extra.kz.

Мы желаем вам успехов на творческом поприще!