Десять процентов жизни - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
+8 °C
Алматы
2024 Год
28 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Десять процентов жизни

Десять процентов жизни

Это просто. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох. Теперь - выдох, глаз не открывая.

  • 4 Июня 2007
  • 1813
Фото - Caravan.kz

Исчезают яркие вспышки, круги и прочее световое мельтешение — темнота постепенно и жестко становится все более плотной, непроницаемой, словно вы оказались в комнате без окон и дверей, обитой черной тканью.
Вытяните перед собой руку, попробуйте сделать шаг. Страшновато? А теперь представьте, что это — навсегда. Что беспросветная тьма — есть ваша жизнь. День за днем, ночь за ночью, которые по освещенности ничем друг от друга не отличаются. Сплошные черные сутки, месяцы, годы…Жутко? А люди с этим живут.
Сегодня в Казахстане около 20 тысяч инвалидов по зрению, из них 1700 человек — в Алматы. Это не так уж много в масштабах и государства нашего, и мегаполиса, и, наверное, при желании власти могли бы обеспечить этим людям вполне безбедное существование.
Но, во-первых, порядок начислений пенсий для всех категорий инвалидов один — неважно, нет у человека пальцев или он погружен во тьму. И на те суммы, которые отечественным правительством определены для подобных «категорий» граждан, не разбежишься. Можно, конечно, ни в чем себе не отказывать — ни в спичках, ни в соли. Да ведь надобно еще коммунальные услуги оплачивать, и лекарства, как правило, требуются. А во-вторых, сами незрячие граждане не желают быть балластом для общества, они мечтают не сидеть сиднем в четырех стенах, а работать, пользу приносить.
Что может делать слепой человек? Традиционная ассоциация: прищепки бельевые, розетки, выключатели, этикетки и разная унылая мелочь. К этому и их самих, и все общество приучили в советское время. Скольких Уандеров, Гомеров, Ньютонов мы потеряли таким образом — бог весть. Никого особо не интересовало, что творится в мозгах этих людей, каким потенциалом они обладают: дали вам пособие, работу какую-то — радуйтесь. Впрочем, государство не интересует это и сегодня. Но они упрямо не желают быть «вторым сортом». Более того, имеют наглость считать, что есть специальности, в которых они могли бы дать фору любому зрячему. Например, массажист. Ведь чувствительность пальцев — потрясающая, так почему бы не использовать ее всем во благо?
Об этом говорилось недавно на «круглом столе», организованном в Алматы благотворительным фондом «Счастье своими руками». Проблема в том, что в городе нет официальных учебных заведений, где могли бы готовить дипломированных специалистов медицинского массажа. По мнению участников встречи, открытие специализированного учебного заведения для инвалидов по зрению позволило бы решить множество задач, связанных с их адаптацией в обществе. Пока же те считанные единицы, кому это по карману, едут изучать искусство лечебного массажа в Россию и Киргизию. «К сожалению, ни в Алматы, ни в других регионах страны нет учебных центров, поэтому мы обращаемся к властям города, общественности с просьбой оказать нам содействие для их открытия, — говорит координатор фонда Назгуль Сейткулова. — Многие проходят обучение на платных курсах, но не могут трудоустроиться в медицинские учреждения, поскольку не имеют диплома. По мнению директора республиканского медицинского колледжа Талапкали Измухамбетова, создание такого учебного центра стало бы возможным при поддержке государственных органов, которые должны решить ряд организационных вопросов. «Я готов хоть сейчас выделить помещение, но нужны средства для материально-технической базы», — утверждает он.
Как слепой человек получает информацию об окружающем мире? На слух, по запахам, наощупь? Грех не вспомнить добрым словом Луи Брайля. Без придуманной им рельефно-точечной системы — а это книги, ноты, математические и иные обозначения — не может жить современный человек, лишенный зрения. Это единственный, по сути, способ приобщения не только к общемировым ценностям, но и к жизни в обществе.
Попытки создания специальной письменности предпринимались и раньше. Но, как сказал в 1908 году профессор Нольтениус, «все они были придуманы зрячими и потому представляли больше удобств для зрячих, чем для слепых. Гораздо больше достигли цели две другие системы, Брайля и Муна, и именно потому, что оба изобретателя были слепые и понимали, что для слепых важно не плоское письмо, а выпуклое, которое они могли бы читать с помощью осязания».
В условиях технического прогресса в развитых странах появились новые носители информации — «озвученная книга», читающая машина, специальные компьютерные программы, которые призваны облегчить доступ к информации инвалидов по зрению.
Но значение системы старины Брайля не уменьшается. Она по-прежнему является единственным средством обучения грамоте, надежнейшим способом письменного общения тех, кто лишен зрения, оптимальной формой овладения достижениями техники, науки, искусства. На Западе люди давно и запросто пользуются компьютерами с брайлевской строкой, но и для этого изначально необходимо знание классической системы.
Казахстанцы узнали о брайлевской литературе в годы советской власти. Книги приходили в основном из Москвы. Единственная в республике типография, издающая литературу рельефно-точечного шрифта, была открыта у нас на основании постановления совмина в 1961 году.
Казахский алфавит по системе Брайля создали незрячие Акан Касымов и Сакен Утегенов, а первая книга на казахском языке — «Батырлар жыры» вышла в 1963-м. За первые четыре года после создания собственной типографии были отпечатаны книги 29 наименований, в их числе произведения Ильяса Есенберлина, Абдижамила Нурпеисова и других казахских авторов.
Для сравнения: в США ежегодно издается 200 названий книг, в Швеции — 400-500. Но даже тот мизерный объем литературы перестал выпускаться в переходно-рыночный период. Типография попросту приказала долго жить, оказавшись без средств к существованию.
Конечно, выпуск такой литературы — трудоемкий и достаточно дорогостоящий процесс, требующий специального оборудования и подготовленных мастеров. Не сочтите за грубость, но сегодня и слепому видно, что организацию должно взять на себя государство, ведь, если разобраться, для бюджета нашей державы это явно не самые великие затраты. Но сколько бы активисты-общественники не обращались к депутатам парламента, результат нулевой. Похоже, проблема до сих пор не взволновала ни одного человека со статусом «власть имущий». Может быть, кому-то из них нужно лишиться зрения, чтобы на себе прочувствовать, каково это — жить в изоляции? Вот бы посадить кого-нибудь из высших эшелонов власти в инвалидную коляску или завязать глаза, дав в руки трость, чтобы он прошел все, что выпадает в будничной жизни другим.
— Некоторые считают так: зачем печатать книги по Брайлю, когда сегодня есть столько других, более современных возможностей дать всю необходимую информацию? — говорит Анатолий Шенцов, заместитель директора Республиканской библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан. — Действительно, можно прослушать то же литературное произведение с помощью магнитофона. Но, как показывает практика, рельефно-точечная система бесценна и ничем не может быть заменена в учебном процессе. Наши студенты, слушая лекции и делая записи на диктофон, переносят их затем в конспекты именно по брайлевской системе. Для того чтобы усвоить какой-то теоретический материал, им еще больше, чем зрячим людям, необходимо неоднократно возвращаться к тексту. А это возможно только, когда ты сам читаешь и пишешь по системе Брайля.
Где учится познавать, ощущать мир слепой человек? Рельефно-точечной грамотности обучают в школах-интернатах для детей с проблемами зрения. Для взрослых курсов нет.
Как нет ни слова об этом в законе «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 2005 года. По мнению тех, для кого, собственно, и писан этот нормативный документ, разработчики вовсе не имели представления о многих проблемах незрячих людей.
В Швеции существует должность министра по социальным проблемам людей с ограниченными возможностями. Сейчас ее занимает женщина. Каждую неделю госпожа министр садится в инвалидное кресло и объезжает какой-либо район Стокгольма, и не дай бог, где-нибудь нет спуска, лифта или пандуса, или автобус не затормозил, или владелец автомобиля не остановился — мэрии и социальным службам не поздоровится.
На Западе человек с ограниченными возможностями, как принято там называть инвалидов, с детства живет полноценной жизнью, там делается все, чтобы обеспечить ему комфорт — и технический, и моральный. Это те же специальные светофоры на улицах, элементарная готовность обслужить и вежливость персонала в магазинах, отелях — да где угодно. У нас же словно намеренно сделано все, чтобы эти люди оставались в изоляции, не доставляли неудобств «нормальным» окружающим. Отсюда — зачастую и депрессия, и нежелание навязываться обществу, которое делает вид, что проблемы не существует. И дело даже не в восстановлении отмененных льгот по налогообложению и оплате коммунальных услуг. Никакой закон, увы, не изменит равнодушия к людям, существующим сегодня как бы вне общества. Мы живем, мы такие зрячие, опытные, все у нас хорошо. И как бы догадываемся, что есть другие люди, они слепые, но нас это особенно не трогает, живем себе, спокойно и уверенно.
Считается, что ощущение человеком жизни на 90 процентов зависит от зрительного восприятия. Выходит, те, кто лишен его, никогда не смогут во всей полноте почувствовать счастье. Да, они слушают музыку, прекрасно различают запахи, «понимают» форму предмета прикосновениями чутких пальцев. Но никогда не смогут насладиться закатом или красками картины. Для большинства из них слова «красный», «нежно-голубой», «изумрудный» остаются неживыми, не вызывающими никаких эмоций. Психологи утверждают, что слепые дети не видят снов.
…Полковник Слейтон, до комка в горле пронзительно сыгранный Аль Пачино в фильме «Запах женщины», решил пустить себе пулю в лоб, когда слепота прогрессировала настолько, что он перестал различать предметы и реагировать на свет.
«Моя жизнь закончена! Я во мраке!» — кричал он отчаянно и яростно мальчику, пытавшемуся отобрать пистолет. «Понимаешь ты? Я во мраке!» Это просто: закройте на минуту глаза…

Фото с сайта http://www.hypercube.org