Школьности и вольности - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Школьности и вольности

Школьности и вольности

С нового учебного года пять школ южной столицы стали экспериментальной площадкой по психическому оздоровлению детишек. Программу для особо "опасных" школьников разработали департамент образования и Национальный центр формирования здорового образа жизни.

  • 8 Сентября 2003
  • 2010
Фото - Caravan.kz

Вообще-то затея актуальная и нужная. Каждый учитель обычной школы знает, что в классе обязательно найдется парочка «идиотов», которые постоянно срывают уроки, пьют кровь педагогам, мешают учиться остальным. Еще с десяток ребят в этом же классе пребывают в депрессивном состоянии: учатся ни шатко, ни валко, с трудом ходят в школу и постоянно болеют. К старшим классам вяло живущих учеников становится все больше, впрочем, как и агрессивно-настроенных.
И лишь единицы радуют учителей своим прилежным поведением и знаниями. Что делать? Штатные психологи, которые заступили на свои посты в прошлом году, считают, что они не в состоянии помочь детям исправить ситуацию, так как, во-первых, трудных детей достаточно много, во-вторых, среди них есть явно нуждающиеся в лечении у психиатров. То есть психологи от исполнения своих обязанностей не уклоняются, и ответственности с себя не снимают, но по их оценкам проблема психического нездоровья школьников — велика. Куда больше, чем их возможности.
Глазами психологов
Итак, еще не так давно школы стонали от плохих мальчиков и девочек, но никто даже не догадывался, как все запущено в жизни этих маленьких индивидов. Сегодня все больше школьных психологов всерьез говорят о школьных неврозах. Откуда они берутся?
Анна Григорьевна Юраш, руководитель психологической службы сш № 79 говорит, что причин «срывания нервов» у детей в школе довольно много.
Первая — «шесть лет в песочнице». Все начинается чуть ли не с первого класса. Приходит ребенок в школу и тут же получает невроз. Если он до этого не ходил в детский сад, то ему очень сложно приспособиться к школе, у него не сформированы волевые параметры, просидев шесть лет в песочнице около дома, он так и не смог отработать другие ролевые игры, столь необходимые для его развития. А школа — не теплица. В классе 30 человек, с ними надо общаться, находить общий язык. И каждый день! Это неимоверно сложно. Дети нервничают. Дальше — больше.
Вторая причина — суперожидания родителей. Папы и мамы хотят, чтобы ребенок все знал на пять, а если на четыре, то у взрослых возникают недовольство и раздражительность. Ребенок теряет в лице родителей безусловную любовь и их принятие, одобрение, психологическую поддержку, что тоже приводит к неврозу.
Третья причина — папины комплексы. Тревожность и нестабильность психики, внутреннее волнение, страхи, недомогания самих взрослых — насаждаются детям, и те вынуждены подстраиваться под неуравновешенность близких людей и учителей.
Четвертая — духовная деградация взрослых и соответственно духовная неразвитость детей. Компас нравственности у детей полностью сбит, поэтому для многих черное — это белое, а белое — это черное.
Пятая — дезадаптация. У многих детей снижена социализация, то есть их способность адаптироваться в нормальном обществе. Отсюда их неумелые попытки заявить о себе. При этом я-концепция подростков не сформирована, искажена. Но инстинкт выживания кричит о том, что надо утвердиться, иначе — затопчут. И школьники утверждаются: кто — как может (конечно, не самыми праведными способами).
Шестая — бегство от реальности. Те, кто как все, не может орать, кусать и бить других, уходят в виртуальную жизнь. Их подсознание находит лазейку, а ускользает туда — это прямой путь к шизофрении и аутичности. Такие дети встречаются все чаще.
Седьмая — «улица-мама». Выживание во дворах тоже формирует психику. Детей засасывает улица, потому то решать свои проблемы самостоятельно они не умеют, не могут, а толпа решает их проблемы коллективно: давая поддержку и чувство уверенности, разделяя ответственность (тем самым, приучая все больше к безответственности). Там же, на улице, дети прощаются с сентиментальностью и чувствительностью: вместе резать кошку совсем не страшно и не больно.
Восьмая — больная голова. Проблемными становятся те дети, у которых диагностируется внутричерепное давление. Они — гиперактивные, расторможенные, неусидчивые, капризные, раздражительные, с плохой памятью. Врачи говорят, что такие «кадры» способны выдерживать умственные нагрузки только в течение 15 минут, потом им нужен отдых. Они не могут учиться на общих основаниях, а других условий в школе нет! Умственное перенапряжение приводит к нервным срывам.
Девятая — криминализация школы. Запуганные старшаками, испытавшие унижение на собственной шкуре, ученики не хотят идти в школу. Родители талдычат, что «надо». Конечно надо! Но для ребенка школа превращается в каторгу, в любую минуту он может получить там зуботычину. Над ним могут жестоко посмеяться. Его могут припереть к стенке и выпотрошить у него карманы. Какие надо нервы иметь, чтобы учиться в таких условиях?
Десятая — явные патологии мозга, которые не диагностируются, как сотрясение мозга, но имеют свои негативные последствия. По крайней мере, детские неврологи из Ассоциации неврологов Казахстана утверждают, что у всех отстающих учеников, если провести тщательное обследование мозга, обнаружится то или иное заболевание. Таким детям нужны индивидуальные планы обучения, а их заталкивают по 30 человек в класс и не обращают на них никакого внимания, потом удивляются, откуда у них плохое поведение?
Ну а теперь самое главное. Сможет ли все эти проблемы решить новая программа? Нет и еще раз нет.
Но в центре формирования проблем здорового образа жизни считают, что если ничего не делать, ничего и не изменится. Надо хотя бы начать работать с трудными ребятами. Как?
Будем резать или пусть живет?
Согласно программе, учащиеся экспериментальных школ пройдут тестирование, по результатам которого будут сформированы возрастные группы. В первую группу попадут самые сложные дети, с явными психическими отклонениями. Таким в условиях школы и силами одних психологов вряд ли поможешь. Поэтому им предложат обратиться к психотерапевтам. Кстати, психологи говорят, что они в своей школьной практике все чаще и чаще сталкиваются с нестандартным поведением детей, отправляют их к знакомым психиатрам, но родители не воспринимают такие рекомендации всерьез. Считают, что учителя предвзято относятся к их ребенку, чем невероятно вредят собственному чаду, у которого очень быстро расшатывается психика, и тогда нужны уже не консультации и таблетки, а стационар и транквилизаторы.
Вторая группа детей будет сформирована из ребят, которые реально испытывают какие-то трудности в общении со сверстниками или с учителями. Такие ученики более менее безопасны и легко поддаются работе. Из них будут лепить здоровых и счастливых учеников. В третью группу попадут ребята с трудностями, с плохим поведением, с проблемами в учебе. Как их будут оздоравливать? Планируется проводить специальные тренинги, которые бы учили их новым моделям поведения. Никто не будет тащить детей на серьезную психотерапию. Но, оказавшись в коллективе подобных, можно увидеть себя со стороны и… захотеть стать другим. Психологи как раз и рассчитывают на этот эффект. Но будет ли он?
Ложка дегтя
Наверное, если с детьми будут усиленно заниматься, то отрицать личностный рост каждого из ребенка, нельзя. Он, несомненно, будет. Но как быть с теми причинами, которые в первую очередь называют разработчики программы? А именно: в результате употребления психоактивных средств 51,5 процентов подростков страдают психическими и поведенческими расстройствами. Все больше детей теряют рассудок вследствие употребления алкоголя. Растет число самоубийств. У мальчиков-подростков этот показатель составляет на сто тысяч населения 10, 4, у девочек — 3, 7. Основная причина самоубийств связана с психическими расстройствами. То есть одно дело работать с ребенком, который учится на четыре и пять, но который склонен к суициду, и совсем другое дело оздоравливать того, кто пьет водку, курит анашу, нюхает бензин и колет героин.
Сможет ли эта программа исцелить жизненное пространство школьников, которое начинается где-то дома, на улице, где выпить стакан водки — это круто? Где существует своя структура жизни и взаимоотношений, есть смотрящие за районом, свои «торпеды», которые участвуют в переговорах с представителями других районов?
Уличная жизнь — отдельная статья в жизни проблемных ребят. Там они — нормальные, а в школе — психи. Захотят ли такие подростки лечиться? Конечно, нет. Те мамы, которые уже пытались уговаривать своих деточек сходить к психологу, натолкнулись на такую силу отторжения и неприятия, что вряд ли могут гарантировать помощь со своей стороны школьным учителям. Они ничего не могут! Дети ничего не хотят. Тем не менее программа рассчитана на работу с детьми и их родителями. В конце учебного года будут подведены итоги.
А в 2004-2005 учебном году психологическим оздоровлением детей и родителей будет охвачены все регионы Казахстана. То есть масштабы трагедии (а плохое поведение — это куда больше чем сорванный урок) действительно имеют республиканские масштабы! И если это так, то надо лечить не детей, а общество, сделавшее их такими…