Казахстан ожидает родительский бум - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан ожидает родительский  бум

Казахстан ожидает родительский бум

Ассоциация школьных общественных организаций Алматы заявила о родительской инициативе. Папы и мамы, чьи дети обучаются в государственных школах, хотят принять участи в формировании бюджетной политики образования.

  • 6 Августа 2003
  • 1063
Фото - Caravan.kz

Проект по «включению» родителей охватит Рудный, Алматы, Астану и Шымкент, и наконец-то, «закроет» вечную тему школьных денег. Очень скоро все узнают, почему у государственных школ нет средств: были ли они заложены бюджетом?
Если да, то куда деваются денежки по пути в школу или они пропадают уже в недрах самой альма-матер? Или… их никогда у школ не было, и тогда в денежных перипетиях должны принимать участие родители?
Как оно есть на самом деле, пока не знает никто.
Но сколько можно пребывать в неведении? Вице-президент Ассоциации Инна Ивановна Косова говорит, что уже пора бы пролить свет на эту великую тайну. Каждый родитель давно хочет четко знать: сколько средств официально получает школа, в которой учится его ребенок? На что эти средства тратятся администрацией? Какая сумма необходима школе для нормального существования? Сколько могут доплачивать родители, в качестве финансовой помощи?
Для ответа на эти вопросы управление, финансирующее школы, должно быть готово показать свой бюджет! К такой же прозрачности и открытости статей получения и расхода денежных средств должны быть готовы и директора школ. Без доверительных отношений родители не смогут стать денежными партнерами системы образования. А ведь все к этому идет. Но родители очень опасаются, что почувствовав заинтересованность снизу, наверху начнут сознательно урезать бюджет на образование. Чтобы не превратиться в дойных коров (чем меньше у школы денег, тем большие суммы вынуждены собирать родители), они хотят знать правду. Кстати, директора школ, сильно озадаченные заявлениями сверху о том, что якобы школы получают достаточно средств на организацию учебного процесса, сами готовы были обнародовать цифры и факты, подтверждающие обратное: школам катастрофически не хватает денег. Но до сегодняшнего дня все это были лишь разговоры и обещания. Теперь родители намерены обратиться с официальным запросом в управление финансов и к директорам учебных заведений о предоставлении родительской общественности необходимых отчетностей.
Следующим шагом проекта станет изучение общественного мнения в области проблем образования. Организаторы проекта намереваются провести глобальное анкетирование и дать возможность родителям высказаться по многим наболевшим вопросам. Чиновники утверждают, что родители и так не молчат, высказываются! Министерство образования и науки РК буквально завалено жалобами от родителей. Для Министерства этого достаточно, чтобы оно принимало решения. И одно из таких решений было принято в конце прошлого учебного года: школам запретили собирать какие бы то ни было деньги на что бы то ни было! Но для родительской общественности жалобы — это еще не факт и не показатель.
Люди хотят посмотреть на вещи объективно, со всех сторон. Странно, что Министерству объективность не нужна, он вполне могло бы провести независимую экспертизу ситуации, сложившейся в школах, но чиновники до сих пор этого не сделали. Исследование взяли на себя родители. Они разработали анкету. Все ответы будут переданы в Министерство для ознакомления и совместного принятия решений. Родители на это очень надеются. Правда, пока с трудом представляют в качестве кого представители общественности могли войти в состав Министерства?
И еще у прогрессивно мыслящих родителей накопилась парочка другая вопросов к министерским работникам. Например, почему общественные организации за границей освобождены от социального налога, а наши общественные организации в области образования его платят? Если посчитать, отдельные школы собирают с родителей миллионы! Но каждый родительский фонд обязательно платит социальный налог! То есть родители его платят дважды: сначала на своем месте работы, потом в школьном фонде. Абсурд какой-то получается.
Но ситуация с налогами не просто эмоционально абсурдна, она экономически неграмотна, на что и хотят корректно указать чиновникам и господам парламентариям грамотные родители. Родительские организации оказывают школам благотворительную помощь, они должны быть освобождены от социального налога!
Также родители уже много лет пытаются понять логику отечественного законодательства, которое почему-то создало определенные льготы при регистрации религиозных организаций, но не разрешило подобных льгот для регистрации родительских объединений: хотя ни те, ни другие не занимаются бизнесом. При этом родительские фонды платят за аренду класса в школе (которую по сути содержат на свои деньги)! Но платят не школе — а комитету Госкомимущества. На каком основании? Нонсенс — труднообъяснимый. Получается, что формально родители и их общественная работа фигурируют как чужеродная для школы организация, но казус в том, что за счет именно этой организации существует вся школа, а не отдельный кабинет, который они арендуют!
В рамках проекта организаторы планируют провести в каждом городе семинары по проведению гражданских форумов. Зачем родителям какие-то форумы? Все очень просто. В Америке, где родительские организации существуют ровно сто лет, папы и мамы участвуют не только в финансировании школ, они выступают волонтерами в очень многих школьных начинаниях и принимают самое активное участие в образовательном процессе. Родители выбирают учителей своим детям, голосуют за того или иного директора, их слово является решающим в утверждении обучающей программы, с ними советуются учителя при выборе изучаемых предметов и количества часов обучения.
У нас родители отстранены от столь важных вопросов давно и бесповоротно. Не разбираются в образовании? Или не знают, что их детям полезно, а что нет? Тогда почему количество уроков английского языка в государственной школе сократилось до минимума (на сегодня это только один час в неделю), но при этом те же родители усердно нанимают своим детям репетиторов по английскому? Считают, что язык должен изучаться больше? Конечно. Но почему не могут заявить об этом администрации школы? Не хотят перечить Министерству? Скорее всего, они никогда не пробовали этого делать правильно. К тому же один всегда был в поле не воин, а сейчас у родителей есть ассоциация. А это уже — полномочия и обязательства, в которых черным по белому написано: содействовать улучшению образовательного процесса. Как содействовать? Собственным участием.
Или каждый город знает такие случаи, когда школа бастовала против нового директора, учителя, которого, как марионетку, спускали сверху. При этом от старого директора беспардонно избавлялись.
При этом, родителям было не все равно: кто директор в их школе, но не было случая, чтобы они заявили об этом, и заявили грамотно, по-граждански зрело. Обучающие семинары по проведению гражданских форумов помогут родителям учеников выработать гражданскую позицию и четко сформулировать свои ожидания от образования и претензии к существующей системе обучения.
В частных школах взрослые уже давно поняли, что они платят, они и заказывают музыку: с их мнением считается администрация школы, их просьбы становятся законом для школы. Почему этого нет в государственных школах? Почему проверять новенького учителя истории могут только чиновники из районо, а родителей другой раз даже на урок не пускают?
Все эти «почему» родители намерены адресовать чиновникам Министерства образования и науки РК. Заодно взрослые считают, что неплохо бы чиновникам напомнить, что все в той же Америке родители выбирают чиновников низшего звена в организациях образования. То есть наши районные отделы, по идее, должны быть укомплектованы и выбраны с родительского согласия. А уже тот, кто утвердится в глазах родителей как профессионал, будет выбирать департамент образования, то есть тех, кто в последствии будет ими руководить!
У наших чиновников, до сегодняшнего дня на «всю эту демократию» была одна оговорка, и ее не раз приходилось слышать в наших государственных школах: родители ничего не понимают в школьных делах, их туда нельзя допускать. Но не слишком ли устарел аргумент? Если родители согласны финансировать школу, то им автоматически становится не все равно, в чьи руки попадают их деньги, и что с этого будут иметь их собственные дети. По каким учебникам они будут обучаться, сколько часов заниматься физкультурой. Родители «созрели»: они хотят во всем этом участвовать. И никто им не может запретить…
В противном случае придется признать, что наше образование существует ради образования, а не ради наших детей.