Помнится, всего 10 лет назад вопрос о получении высшего образования вызывал только здоровый смех. А ответы были примерно такие: «Да на фига оно мне нужно, когда я и так «бабки» срубить могу!» При этом различий между государственными постами и бизнесом тогда особо не делалось. За годы реформ многое в стране изменилось…
Сегодня молодежь во властные структуры приезжает даже из-за рубежа. Это не иностранцы, это — юные казахстанцы, чьи таланты или родители позволяют им учиться в западных или восточных университетах. Среди них нет еще министров, но уже есть достаточно высокие сановники. Правда, пожилое поколение управленцев в беседах с сожалением отмечает, что молодые специалисты, прекрасно разбираясь в теории менеджмента, очень редко берут на себя ответственность за конкретные решения.
Та же ситуация теперь и в бизнесе. Ныне в банке или компании уже не встретить руководителя подразделения без корочки кандидата каких-нибудь наук. А владельцы крупных бизнес-структур — все сплошь доктора экономики, юриспруденции, в крайнем случае, философии. Их штатные сотрудники стараются от них не отставать по части образованности.
Другое дело, что массовая замена «не-» или «старо»-образованных на «свеже»- образованных больших плюсов, то бишь повышения эффективности и интенсивности управленческого труда пока не принесла. Похоже, хорошее знание современных рыночных теорий и колорита местного теневого бизнеса все же не позволяет его обладателям ликвидировать экстенсивные методы развития казахстанской экономики.
Но кроме юристов и менеджеров наша молодая республика нуждается еще и в специалистах других профессий. Все больше это понимают в правительстве. Все больше это понимают и в вузах. Все больше это понимают и бывшие школьники. По официальным данным, в этом году в Казахстане поступать в высшие учебные заведения собираются около 200 тысяч юношей и девушек. Не все они закончили школы в этом году; не всем им удастся поступить в университеты. Но в любом случае эта цифра — абитуриентский рекорд для нашей независимой и не столь уж многочисленной страны.
Что же касается государства, то оно свои приоритеты на молодых специалистов через несколько лет распределило так: на гранты с 2003 года в вузах будут учиться 16310 студентов, а с помощью госкредитов — еще 10155. Но ни молодежь, ни правительственные мужи пока не знают: научат ли будущих студиозов чему-нибудь дельному в наших университетах?
Кстати, на сегодня в стране действуют ни много, ни мало — 62 вуза. Но о качестве их работы поговорим чуть ниже.
Общеизвестно, что качество образования, в конечном итоге определяет качество управления в стране. Действительно, малоинициативный, да к тому же, недалекий молодой специалист, — плохая подмога экономике республики в целом и нашему достатку в частности. Для таких, с позволения сказать, специалистов, главным является только то, чтобы люди «по блату» пристроившие их в университеты, а затем и на работу, — жили долго и счастливо. А там, глядишь и до правительства можно досидеть.
Вы, наверное, уже заметили, что каждый год, после выпускных экзаменов в вузах, штаты в наших крупных компаниях и банках начинают внезапно увеличиваться. Я уж не говорю о государственных бюрократических структурах. И это, — почти объективная закономерность, — потому что количество «блатных» с приходом в нашу страну капитализма, отнюдь не уменьшилось. Даже наоборот.
Но вернемся к вступительным экзаменам. Еще задолго до их начала в правительстве сообразили, что далеко не все из 177 казахстанских вузов собираются в новом учебном году обучать студентов тем специальностям, которые завтра понадобятся нашей стране. Поэтому, основная часть государственных грантов и кредитов в этом году будет направлена на обучение техническим и педагогическим специальностям. И это тоже закономерность. Т.к. казахстанские университеты упорно продолжают «стричь купоны» на подготовке юристов и бизнес-менеджеров. Которых у нас в республике развелось ныне столько, что их смело можно экспортировать за рубеж…
Говоря о приемных экзаменах или тестировании, надо подчеркнуть, что государство, через 10 лет после своего рождения, все же обратило внимание на интеллектуальные качества абитуриентов. Если раньше какой-нибудь недоросль, даже не получив на экзаменах проходной балл, мог официально заплатить деньги и стать студентом. То теперь, по новым, недавно утвержденным правительством правилам приема в вузы, такие случаи исключены
Кто-то по этому поводу уже говорит, что это уникальное для нашей молодой страны решение, — ведь хоть что-то станет невозможным купить за деньги. Скептики же отвечают, что купить можно все, но только теперь уже за очень большие деньги. И неофициально. Вообще же, историй, которые каждый год происходят во время вступительных экзаменов в вузы, достойны не только отдельных статей, но и целых романов…
А теперь вернемся к тому, к качеству выпускников казахстанских вузов. Ныне у нас там учатся около 600тысяч студентов. Число же абитуриентов в этом году достигло рекордной отметки, — более 120 тысяч. Конечно, не каждый из них поступит в университет. Но тяга к высшему образованию в нашей республике не может не поражать.
И тут-то, как раз, в полный рост встает вопрос: а кого готовят наши вузы? И нужны ли полученные студентами в университете знания в реальной жизни? Ободряющих ответов пока не слишком много…
Подводя итоги, скажу о том, что экзамены в казахстанских вузах в 2003 году можно охарактеризовать двумя моментами: заинтересованностью государства в подготовке специалистов конкретных профессий, — с одной стороны; и полной и окончательно коммерциализацией обучения в самих университетах — с другой. И от того, КТО победит в этом противостоянии, будет зависить, КТО будет управлять нами через 10-15 лет.