Напоминание о завалинке - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Напоминание о завалинке

Напоминание о завалинке

На днях экономический суд СНГ признал законность прав инвалидов Великой Отечественной войны на льготный проезд в любое из государств Содружества. Мягко говоря, поздновато: многие из самых молодых фронтовиков того времени сегодня с трудом заползают на ступеньки магазина, не говоря уж о таком внезапно свалившемся благодеянии, как самолетный трап...

  • 3 Июля 2003
  • 892
Фото - Caravan.kz

Горько, что до сих пор пространство, объединенное великой войной и великими ее последствиями, так и не могло — сперва по бедности, потом, развалившись на удельные княжества — договориться насчет перевозки через границу покалеченных воинов своих. Для масштаба государства — любого — деньги мизерные. Теперь же, когда инвалидов далекой-близкой войны осталось едва не по пальцам чсесть, решение таки принято. Один раз в год эти очень старенькие уже люди смогут проехать бесплатно или за 50 процентов по небу, земле и воде. Ах, как мечтали об этом многие еще десяток лет назад, когда звали в гости однополчане, дети… А теперь уж многим — и отнюдь не нашими властями — выдан самый что ни на есть льготный билет, не требующий с собой ручной клади — так, налегке…
Время от времени мы как бы под насилием совести вспоминаем о ветеранах одной из самых страшных в мировой истории войн и начинаем их «обихаживать». Начинаем суетливо устраивать торжественные заседания и врать со страниц газет, как неустанно заботится государство о своих постаревших защитниках. Притворно горюя при этом, что де все меньше остается в живых героев, перед которыми потомки в неоплаченном долгу. А их действительно немного. По данным Совета ветеранов Великой Отечественной войны РК — 53 099 на всю республику. Из них инвалидов разных групп — 17,5 тысяч.
Хворые и задавленные неизбывной бедностью, отягощенные склерозом и одиночеством, они порой едва мобилизуют остатки сил, чтобы выйти на улицу, в гости, встретиться у Вечного огня — там, где он еще горит. Говорят, что на фронте, в моменты особенно ответственные, в человеке включалась какая-то неведомая сила — концентрировались воля, интуиция, физические возможности. Так и сейчас, почти через 60 лет… Какое счастье, что многие просто не знают значения модного ныне словечка «скинхед». Увы, правнуки тех, кто воевал с Гитлером, сегодня поклоняются его портретам. Они молоды и честолюбивы, полны сил и оптимизма. Мышцы их крепнут день ото дня, накачиваясь на примитивных подвальных тренажерах. Мозги впитывают все больше информации, заботливо подбираемой вожаками. Руки уже почти автоматически взлетают в приветствии, виденном раньше только в фильмах. Они еще не готовы рявкнуть на всю страну: «Мы идем!», — но печатать шаг уже пробуют. Пока в Казахстане это движение не настолько развито, чтобы говорить о реальной опасности для общества. Бритоголовые сильны в Москве, в Прибалтике — там все чаще происходят жестокие погромы, убийства «по национальному признаку». Идеологи от неофашизма производят тщательный отсев желающих. У них суровые требования: и к физическому, и к моральному состоянию, ведь речь о воспитании будущего «сверхчеловека». Вот лишь некоторые элементарные условия, размещенные в Интернете: рост для юноши не меньше 180 см, для девушек — 175, выносливость, атлетизм, арийская внешность, крепкая нервная система, уверенность в своем превосходстве, понимание важности служения идее.
Одни молодые люди ходят босиком и поют «Харе, Кришна» или ломают себе ребра на концертах женоподобных недоносков, говорят их лидеры. Каждому — свое, считают идеологи скинхедов. Арийская теория обретает все большую популярность. Посмотрите на людей, окружающих вас, взывают российские листовки. Убогие, хилые, недоразвитые. Дебильные угрюмые лица, больные глаза. И детей рожают таких же. «Мы должны очистить землю от плебеев, чтобы дать дорогу поколению суперменов — сильных, статных, умных. У Гитлера была очень хорошая идея — использование абсолютно здоровых женщин для планового воспроизводства потомства».
Чувство после прочтения этих современных прокламаций — не самое приятное, на минуту возникает ощущение подопытного кролика, словно ты уже движешься в обреченной очереди на отбор. Что с ними — дурь, блажь? Не знаю, ясно только одно: это уже не детские игры в казаков-разбойников. Информации о казахстанских скинхедах не имеет ни одна организация, призванная заниматься делами молодежи. Хотя, очевидно, что проблема — налицо. В России, по весьма приблизительным оценкам экспертов, число бритоголовых приближается к 35 000.
— В жизненной ориентации молодых людей сегодня возникла ниша, — считает алматинский психолог Александр Переведин, — и эта пустота заполняется по-разному. Идеи насилия, к сожалению, впитываются мгновенно. Ведь неокрепшее сознание фактически «размыто» — самые ответственные годы в его формировании совпали с крушением идеалов (относительных, конечно), смещением ценностей. Добавьте недостаток воспитания, рост преступности, моральную деградацию общества, в котором вырастают дети. Этим юношам и девушкам со свастикой кажется, что они — будущие носители идеи спасения якобы «вырождающегося» человечества. Можно процитировать слова философа Фридриха Ницше, которого многие до сих пор считают идеологом нацизма. Думаю, для этих ребят он — бесспорный авторитет. Так вот: «После того, как Будда умер, в течение столетий показывали его тень в одной пещере — чудовищную страшную тень. Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. И мы — мы должны победить еще и его тень!» Мне кажется, что коричневая идея не может все-таки прижиться в душах наших молодых людей. И не только потому, что их деды погибали в войне с фашизмом. Человек с относительно нормальной психикой не может искренне уверовать в собственное превосходство — а таких людей у нас все-таки больше. И мы обязательно победим тень!
В КНБ республики сведениями о подобных молодежных группировках не располагают. В полицейских сводках преступления «молодчиков», заявивших бы каким-то образом о своей неформально-фашистской принадлежности, также не значатся. Однако, как известно, отсутствие данных вовсе не подразумевает отсутствия их источника.
…В годы той войны на фронт ушли 1 миллион 200 тысяч казахстанцев, не вернулись 630 тысяч. Республика была напряженным тылом для передовой, здесь жили и работали только для Победы. Что знают об этом сегодня малолетние скептики? Для них это — скучные страницы учебника и далеко не триллерные рассказы стариков. Да, старики давно уж не молодцеваты по-боевому и способны ужасно раздражать своими мемуарами. Они доверчиво готовы отдать еще нужные кому-то воспоминания и безусловно нужные расплодившимся аферистам военные награды.
Их долго мурыжили со льготами, периодически обсуждая этот стратегически важный финансовый вопрос на различных государственных уровнях. Всякий раз решая по-иному, и всякий раз — не в пользу тех, кому, собственно, государство обязано своим существованием последние 58 лет. То разрешая бесплатный проезд раз в год по территории СНГ, то не в состоянии достигнуть элементарной договоренности между суверенными странами, за которые люди когда-то отдавали жизни, не задумываясь, чья это земля… Вот и сегодня экономический суд — орган вроде бы серьезный, — но каждое из государств Содружества имеет право руководствоваться в этом вопросе собственным законодательством. И хотя исполком СНГ все же намерен добиться одинаковых правил, окончательное решение будет принято на сентябрьском саммите руководителей государств СНГ в Ялте. Здесь когда-то очень давно собирались главы союзников. Думаю, что сегодня тем, кто сделал эту встречу возможной вообще, уже не до полетов и не до поездок — их возраст и состояние здоровья тому не способствуют. Так давайте хотя бы сохраним перед старыми солдатами достойное лицо. Будем милосердны по честному.
Однажды мой довольно еще бодрый дедушка по-гвардейски собрался на другой край огромной — для него все еще «советской» — страны навестить фронтового кореша. «Ездят тут, вполголоса-ядовито проворчала кассирша (тогда льготы непонятным образом присутствовали), — сидели б уже не завалинке». Хорошо, что ветеран мой глуховат.