Прорубим окно в Европу - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Прорубим окно в Европу

Прорубим окно в Европу

Стратегический план развития системы образования в Казахстане предполагает ряд реформ, которые уже к 2015 году выведут высшее образование на европейский уровень по основным показателям.

  • 17 Июня 2003
  • 1446
Фото - Caravan.kz

Но для этого необходимо начинать перестройку системы уже сейчас. Что конкретно надо сделать, чтобы «развитой Казахстан — 2015» был признан старушкой Европой?
Для начала надо заметить, что не только Казахстан рвется максимально приблизить свои дипломы к европейским. В сближении и интеграции заинтересованы все цивилизованные, развитые страны.
Поэтому Европа тоже не дремлет, а ряд конференций, которые прошли подряд, начиная с 1998 года в Сорбонне, Болонье, Саламанке и Праге убедительно говорят о том, что европейское образовательное пространство готово переживать такие трансформации, которые приведут к взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании. Проще говоря, дипломы разных вузов разных стран должны будут котироваться в Европе. Как произойдет это чудо? Очень просто.
Страны договорились между собой, что они приведут некие позиции высшего образования к единому знаменателю. В частности будет принята такая система высшего образования, которая будет иметь две ступени: (достепенного и послестепенного: бакалавриата и магистратуры). При этом первая ступень должна будет давать степень, востребованную на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Под силу ли такая задача Казахстану с его сложившейся системой образования?
Рахман Алшанов, президент ассоциации вузов РК, доктор экономических наук, профессор считает, что Казахстан сильно заинтересован в участии и в присоединении к происходящим в сфере образования мировым процессам. Более того, в стране есть все условия для выполнения требований Лиссабонской конвенции, которые Казахстан принял и тем самым заявил о своей готовности равняться на Европу. Правда, существующий закон «Об образовании» несколько не соответствует ожидаемым переменам, но в статье 48 самого закона записано, что «если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе, то применяются правила международного договора». Это означает, что стране необходимо предпринять ряд конкретных мер по выполнению обязательств, вытекающих из Лиссабонской конвенции.
В частности, что нам предстоит сделать? В республике уже работает ряд учебных заведений, которые выполняют международные стандарты. Это Международный Казахстанско-Турецкий университет, Казахстанско-Российский университет, Казахский государственный университет международных отношений и мировых языков, КИМЖП, Казахстанско-Американский университет, Казахстанско-Британский технический университет и другие.
В силу своей образовательной специфики эти вузы направлены на вхождение в мировое образовательное пространство и серьезно претендуют на признание своих дипломов за рубежом. В 45 государственных и частных вузах Казахстана действует двухуровневая система подготовки кадров — тот самый бакалавриат и магистратура.
Но если говорить о глобальной модернизации системы высшего образования, то предстоит внести много изменений в действующие образовательные стандарты и программы обучения. Причем, не надо ничего выдумывать, надо тщательно изучить мировой опыт и модернизировать казахстанский классификатор, согласовать его с перечнем должностей. А то может так случиться, что за границей не окажется даже таких специальностей, на которые люди учились у нас пять лет! Не говоря уже о том, чему учились и как… Однако внутренние процедуры в системе образования лишь часть огромной большой работы, которая большей частью будет протекать в сфере международных отношений. Мало перестроить программы вуза и откорректировать действующий классификатор, надо еще чтобы о наших положительных переменах узнало мировое сообщество. Миссию таких переговоров взяла на себя ассоциация вузов РК.
В частности правление ассоциации вузов вступило в широкий переговорный процесс по присоединению Казахстана у Болонской декларации и установлению деловых контактов с международными образовательными организациями и родственными ассоциациям европейских, евразийских, арабских, канадских, американских и азиатских университетов. Параллельно Министерство образования и науки РК должно позаботиться о создании казахстанского национального академического центра информации по признанию документов об образовании, предусмотренных Лиссабонской конвенцией.
С рядом стран уже существуют предварительные договоренности о взаимном признании дипломов об образовании. Теперь нужно довести до конца эту начатую работу. Итогом таких переговоров станет признание казахстанских дипломов в таких странах как КНР, США, Великобритания, Узбекистан, Индия, Пакистан, Непал, Израиль. Также чтобы наш диплом стал конвертируемым, необходимо модернизировать классификатор, с учетом системы двухуровневой подготовки бакалавриата и магистратуры.
Почему Казахстан должен активно подключиться к решению этих вопросов и как можно быстрее адаптировать казахстанскую систему образования к европейским стандартам? Наверняка речь идет не только об имидже страны, повышении качества образовательных услуг как таковых, но и о других позитивных моментах «выхода в люди»?
«В самом деле в этом вопросе есть огромная вторичная выгода для страны в целом, — говорит Рахман Алшанович, — казахстанская ниша на мировом рынке представляет большой интерес. Что у нас хорошего? Оптимальное сочетание цены и качества образовательных услуг, близость к растущему азиатскому рынку, политическая стабильность в республике, благоприятный межнациональный и конфессиональный климат. Все это позволяет стране привлекать к себе на обучение зарубежных студентов. Америка ежегодно зарабатывает на обучении около 30 миллиардов долларов. Это существенные вливания в экономику страны. Поэтому нам необходимо шире пропагандировать казахстанские вузы, их потенциал за пределами республики, используя возможности Парламента, Министерства иностранных дел, посольств и межвузовских договоров».
Кроме того, чиновники от образования замечают, что интеграция Казахстана в европейское сообщество ставит перед собой и далеко идущие, перспективные задачи и обусловлена рядом объективных причин. Вот некоторые из них, наиболее актуальные. Первая: Казахстан должен преодолеть сырьевую направленность структуры экономики. А это можно сделать, только освоив знания новейших современных технологий, достижений науки и техники.
Так Япония и США не только лидируют в техническом прогрессе, но и обеспечивают кадровое сопровождение своего высокотехнологического производства. Вторая: активизация международного сотрудничества привела к росту совместного предпринимательства, что привело в свою очередь к быстрому увеличению занятости в них. Зачастую такие организации берут на работу людей, имеющих образование с европейскими стандартами. Поэтому многие выпускники отечественных вузов считаются неконкурентноспособными. Им приходиться либо доучиваться, либо совсем переучиваться за рубежом, главным образом в Европе. Третья: расширение процесса международного обмена студентов по программе «Болашак» предполагает снятие барьеров на пути мобильности казахстанского студенчества. И последняя: Казахстан находится в тесной и широкой связи с Россией, а та в свою очередь однозначно выступает за подключение к Болонской конференции.
Более того, уже в половине российских вузов реализуется двухуровневая система обучения, соответствующая европейским стандартам. Так что тянуться за Европой надо как можно быстрее. Многие деятели образования России опасаются, что промедление с присоединением к Европе может привести к самоизоляции и регионализму системы образования, что нанесет ей ущерб. Казахстан же, по их оценкам развивается столь динамично, что опережает многие страны СНГ по темпам реформ, и уже достиг хороших результатов.