Жизнь с НПО: жестко, еще жестче - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-3 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Жизнь с НПО: жестко, еще жестче

Жизнь с НПО: жестко, еще жестче

Государство решило всерьез заняться общественными организациями. Для этих целей, согласно плану законопроектных работ, до конца парламентской сессии депутаты должны рассмотреть два законопроекта, касающихся деятельности НПО, - "О социальном заказе" и "О неправительственных организациях".

  • 30 Апреля 2003
  • 1589
Фото - Caravan.kz

А НПО против такой поспешности и даже считают, что последний законопроект вовсе им ни к чему.
По мнению Лиги казахстанских феминисток, такая спешка вызвана тем, что правительство торопит парламентариев из политических соображений, либо кто-то имеет свой интерес в принятии законов. Сами НПО-шники считают законопроекты, инициированные правительством, как минимум сырыми. А как максимум — ущемляющими развитие общественных инициатив снизу. Что же не нравится общественникам в желании государства упорядочить взаимоотношения с ними? К примеру, давно принят закон «О некоммерческих организациях», зачем тогда придумывать второй, который фактически дублирует существующий, да плюс еще к этому вносит дополнительную сумятицу в наше и так-то запутанное законодательство.
Поспешишь — людям навредишь
Юристы Международного центра некоммерческого права открыто заявили, что законопроект «О неправительственных организациях» только ухудшит правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Казахстане. Во-первых, в законодательстве уже есть понятие «некоммерческой организации» как в отдельном одноименном законе, так и в Гражданском кодексе. К тому же, в законопроекте оговариваются дополнительные требования для НПО, которые любой рядовой чинуша в любое время может использовать против организации. Во-вторых, могут появиться проблемы не только у НПО, но и у самого государства.
Потому что на практике должностное лицо будет субъективно решать, апеллируя к букве Закона, кого обозвать НПО и что можно считать общественно полезной деятельностью, а значит, кому оказывать господдержку. В-третьих, определенные проблемы появятся и у иностранных некоммерческих организаций, действующих в Казахстане. Последние могут создавать в республике лишь представительства или филиалы, в то время как коммерческие иностранные компании могут действовать и через собственных агентов или представителей. Выходит, по словам президента Алматинского женского информационного центра Гульсары Тленчиевой, что благоприятные условия для развития иностранного инвестирования в области промышленности создаются, а вот социальное инвестирование проектов через международные НПО, направленных на улучшение качества жизни казахстанцев, нас интересует меньше.
Все правильно, деньгами трудно измерить создание медицинских кабинетов для оралманов, центров обмена шприцев для инъекционных наркоманов. Наконец, в-четвертых, уже в первой статье законопроекта используются оценочные понятия при определении НПО — недопущение «политических» и «религиозных» целей. Юристы предупреждают, оценочные определения в юридическом документе очень опасны, особенно, если для них не делается расшифровки. А простые НПО-шники недоумевают многочисленные акции против ввоза радиоактивных отходов — это борьба за чистую землю или вмешательство в политику? Тут уж, видимо, как бог на душу положит, причем неудобное НПО благодаря такому закону запросто окажется под колпаком.
Практически все общественные организации преследуют политические цели. И не усматривают в этом криминала. Женские организации стараются увеличить число женщин в различных ветвях власти, молодежь рада была бы увидеть своих представителей в парламенте или в правительстве. Даже инвалиды поговаривают о том, что пора создать свою политическую партию, чтобы участвовать в выборах и чувствовать реальную поддержку властей, лоббировать социально значимые программы, законы, приказы на худой случай.
Эти неудобные НПО
Ряд казахстанских и международных НПО, не ждущих милостей от верхов, создали объединенную платформу организаций гражданского общества.
По словам председателя правления Сети центров поддержки гражданского общества Марата Айтмагамбетова, эта платформа не является новой общественной организацией, а лишь выражает общую концепцию НПО для решения проблем, связанных с развитием некоммерческого сектора в стране. Началась подготовительная и разъяснительная работа в регионах: что такое новый закон и что от него можно ждать? Подготовлен также ряд обращений в парламент, президенту, международным НПО, работающим в Казахстане, где разъясняются спорные моменты законопроекта. Планируется сбор подписей в поддержку обращения участников объединенной платформы, в том числе и по электронной почте.
Кстати, в Казахстане зарегистрировано более 7 тысяч НПО. Из них 32 процента зарегистрированы в Алматы, по 8 процентов — в Карагандинской, Южно-Казахстанской, вместе в Астане и Акмолинской области, и еще 7 процентов — в Восточно-Казахстанской области.
Пока же Марат Айтмагамбетов опасается, что благодаря закону с его довольно расплывчатым определением НПО в будущем такие некоммерческие организации будут поделены на удобные и неудобные конкретным чиновникам. По его мнению, процедуры принятия новых законов, касающихся деятельности организаций гражданского общества, должны наконец стать более открытыми, а общественные организации должны привлекаться к разработке этого законопроекта.
Женщины в последнее время в своих оценках более прямолинейны. Так, президент коалиции женских организаций Евгения Козырева считает, что законопроект «О неправительственных организациях» противоречит казахстанской Конституции. В частности, в законопроекте нарушается конституционная норма о равенстве общественных объединений перед законом, которая отражена в 5-й статье Конституции.
А по подсчетам президента Алматинского женского информационного центра Гульсары Тленчиевой, законопроект «О неправительственных организациях» на 70% дублирует действующее в РК законодательство и не привносит никаких новаций в развитие институтов гражданского общества республики.
Благие намерения верхов
Для верхов же, все складывается более чем отлично. Так, еще в начале года в Алматы начальник отдела по работе с общественными объединениями министерства культуры, информации и общественного согласия (МКИОС) РК Сергей Гмыря представил общественным организациям, коих в городе работает порядка четверти от заявленных по республике, презентовал этот законопроект разрабатывается параллельно с законом «О социальном заказе». Если первый законопроект устанавливает статус НПО в Казахстане, то другой поможет оказывать прямое содействие общественникам со стороны государственных структур. Для обсуждения проектов неоднократно проводились различные круглые столы и конференции, однако на деле к их мнению мало прислушивались. Правда, для участия в рабочей группе по обсуждению законопроекта не были приглашены детские, женские, экологические, НПО инвалидов. Сами же разработчики законопроекта «О НПО» не узнают свой труд после всех ремарок, внесенных рабочей группой, изрядно потрудившейся над юридическим документом.
В общем, в Багдаде все спокойно. Разве что скептики в недоумении пожимают плечами: благими намерениями, как известно, выстлана дорога, сами знаете куда…