Цена газового вопроса - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Цена газового вопроса

Цена газового вопроса

США внимательно следят за переговорным процессом по поводу поставок российского газа на Украину, однако пока не планируют вмешиваться в этот процесс.

  • 18 Июля 2006
  • 1295
Фото - Caravan.kz

Так заявил в конце июня новый посол США на Украине Вильям Тейлор.
«Украина является самой большой страной в мире, через которую происходит транзит газа, поэтому ситуация, которая складывается между Россией и Украиной, очень важна для Европы и всего мира. Однако, что касается цен на российский газ для Украины, то я считаю, что это вопрос взаимоотношений и переговоров двух стран», — заявил Тейлор.
Впрочем, по его словам, Соединенные Штаты готовы оказать посильную, в том числе и политическую помощь Украине в том случае, если об этом их попросит новое правительство страны.
Часть пятая, заключительная
Американцы знают, чего хотят. Во-первых, защитить, как им кажется хрупкую украинскую демократию от домогательств грубого русского медведя. Если их планы осуществятся, и Россия несколько приглушит свои амбиции по поводу повышения цен на газ для Украины, то будет создан прецедент для других зарождающихся демократий, к примеру, в Грузии. Мол, нечего бояться прессинга со стороны Москвы, пока мы, американцы, вас поддерживаем.
Во-вторых, любая оппозиция Кремлю есть не что иное, как ослабление позиций России в зоне ее традиционных интересов. США ни сегодня, ни завтра не нужна сильная конкурентоспособная Россия.
Еще одним символическим шагом на пути ослабления позиций России в регионе стало недавнее торжественное открытие в Турции нефтепровода Баку-Джейхан, осуществленное с соответствующей моменту помпезностью.
США стали одним из главных спонсоров нефтепровода, показав тем самым странам Центральной Азии, какие возможности для них будут открыты, если подобные магистральные сети появятся в их регионе. Наверное, это главная цель, ради которой весь этот, по последним данным, 5-миллиардный проект, задумывался. Американцы как бы приглашают центральноазиатские страны приберечь свои энергетические ресурсы для нефте- и газопроводов в обход России.
Еще одной стратегической задачей нефтепровода Баку-Джейхан является желание продемонстрировать набирающей мощь и капитализацию «Газпрому» его истинное место в глобальном энергетическом бизнесе. Мол, в России и Центральной Азии можете действовать до тех пор, пока мы, Запад, не найдем возможностей нивелировать преимущества, имеющиеся сегодня у российского газового монополиста. Нефтепровод — первый решительный шаг Запада в этом направлении.
И самая интересная деталь прошедших торжеств в том, что обязательства по заполнению трубы нефтью взял на себя Казахстан. Астана умело лавирует между США, Евросоюзом, Китаем и Россией. Ее умению найти в любой сделке национальные казахстанские интересы и целенаправленно действовать в нужном направлении, можно только позавидовать.
С одной стороны, нефтепровод Атасу-Алашанькоу стал трубой, в которой очень нуждался Китай для обеспечения своей быстрорастущей экономики. Благодарность Китая может быть выражена в крупных инвестиционных проектах, которые будут осуществляться китайскими компаниями в Казахстане. Что и происходит на самом деле. С другой стороны, важно создать на Западе и, в частности, США благоприятное впечатление о Казахстане как о стране демократической и инвестиционно привлекательной.
Европейцы с удовольствием признают наличие демократических ценностей и институтов, если получат взамен много нефти (на начальном этапе 7,5 миллиона, в перспективе — 15 миллионов тоннприм. А.А.) без посредничества России.
Американцы благосклонно воспримут Астану, если будут знать, что политика Казахстана исходит из принципа прагматизма и извлечения максимальной выгоды. Данный принцип скорее экономический, нежели политический. И участие Казахстана в нефтепроводе Баку-Джейхан — пример того, как центральноазиатские страны могут распорядиться своими энергетическими ресурсами.
Возвращаясь к вопросу намерений Ашхабада повысить цену за туркменский газ, можно добавить еще несколько наблюдений. Нельзя не признать за теми же американцами права защищать то, что они хотят защищать. В частности, Украину и Ющенко. Однако по сведениям «Времени новостей» из информированных дипломатических источников, к взаимоотношениям по газу готовы подключиться США. Интерес Вашингтона обусловлен, в первую очередь, стремлением обеспечить энергетическую выживаемость Украины при президенте Ющенко. С этой целью американцы готовы оказать давление на Туркменбаши, стремясь убедить его в обмен на определенные преференции по отношению к нему отказаться от повышения цены на газ для Киева до 100 долларов на туркменской границе. Цель — сделать так, чтобы Украина платила эту цену уже только на своей границе с Россией. Таким образом, по замыслу американцев в эту цифру будет включена и плата за транзит газа по российской территории. Не исключено, что в ближайшие месяцы переговоры между Москвой и Вашингтоном на тему газового треугольника Ашхабад-Москва-Киев станут реальностью. В то же время сейчас не очень понятно, в какую сторону повернется проукраинская деятельность США в Ашхабаде в связи с новым раскладом сил в Верховной раде.
А между тем «Газпром» на всякий случай готовит для себя «подушку безопасности».
«Газпром» действует в рамках государственной политики, направленной на укрепление контроля над стратегическим сырьевым сектором. Но нынешняя активизация «Газпрома» в скупке активов российских энергетических компаний связана со сложностями во взаимоотношениях с Туркменистаном, у которого концерн планировал закупать до 50 миллиардов кубов газа ежегодно для поставок в Европу.
29 июня переговоры России и Туркменистана были прерваны: «Газпром» отказался закупать газ по 100 долларов за тысячу кубов. МИД Туркменистана заявил, что если в течение полутора месяцев новый контракт с «Газпромом» подписан не будет, эта страна прекратит поставки.
Теперь «Газпром» срочно ищет новые источники газа. В конце июня подписано соглашение с «Роснефтью», которая будет продавать весь свой газ «Газпрому» (добыча в 2005 году — 13 миллиардов кубов). Аналогичные договоренности есть у российского газового монополиста с «ЛУКОЙЛом» и «Новатэком». Это в принципе устраивает «независимых» игроков на энергетическом рынке: они могут строить планы роста добычи газа, будучи уверены, что получат доступ к магистральным газопроводам «Газпрома». Тот, в свою очередь, за счет «независимых» игроков намерен покрыть дефицит газа внутри страны, перенаправляя собственный продукт на экспорт: на мировом рынке цены выше.
Таким образом, пока Туркменбаши стоит на своем, — 100 долларов на узбекско-туркменской границе, у Москвы есть время, чтобы убедить Ашхабад если не сохранить цену в 65 долларов, то снизить заявленную Ниязовым ценовую планку на туркменское топливо. Однако это вовсе не означает, что Украина (и Белоруссия) окажутся в выигрыше. Поскольку тенденция роста цен на энергоносители является общемировой, то старые цены на газ и Россия, и Туркмения смогут сохранить не далее IV квартала 2006 года.
Особую интригу газовой игре могла бы придать позиция среднеазиатских государств. Однако сегодня газ Узбекистана и Казахстана в полном объеме закупает Россия и потому полностью определяет возможность его поставок на Украину, что сокращает возможности последней для маневра. Кроме того, все действующие трубопроводы позволяют экспортировать газ из стран региона в направлении Украины только транзитом через Россию. Украинскую сторону подобное направление не устраивает: она не без оснований полагает, что Россия может затруднить процедуру транзита газа через свою территорию. Поэтому Украина предлагает построить газопровод из Центральной Азии через Каспийское море, который может быть интегрирован в введенный в строй газопровод Баку-Джейхан (Турция) и позволит поставлять газ в Европу в обход России.
Однако в этом случае помимо экономической целесообразности центральноазиатским поставщикам следует рассмотреть также политические риски как со стороны Грузии и Украины, так и со стороны России. Но главное — это проект на перспективу, а газ потребителям нужен уже сегодня.
Поэтому, как обычно, все будет решаться на уровне двусторонних договоренностей.