И время ни на миг не остановишь... - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
И время ни на миг не остановишь...

И время ни на миг не остановишь...

фото ТОО "Фотобанк"

  • 18 Апреля 2003
  • 1050
Фото - Caravan.kz

Сегодня — Международный день памятников и исторических мест.
Гулкие шаги командора и навсегда склоненная кудрявая гениальная голова, не иссякающий к умилению туристов мальчик и поверженный идол вождя… Камень и бронза, гипс и дерево, мировые шедевры и урод, изваянный нетвердой рукой местечкового художника… Ну и, конечно, голуби — вечная мука императоров, полководцев, поэтов и политиков, не имеющих возможности шевельнуть рукой или дернуть обгаженным плечом…
Трудно сказать, кто первым придумал памятник. Возможно, еще очень древний человек, потеряв кого-то дорогого, с горя вылепил похожую фигурку из глины. И пошло. Человечество охотно расставляет само себе такие заметные вешки — чтоб ничего и никого не забыть. Ибо сказано: без прошлого нет будущего. Впрочем, некоторые народы перебирают в верноподданнических чувствах и возводят памятники своим здравствующим правителям (см. историю советских культов личностей и рекламные проспекты современной Туркмении).
За века памятник весьма трансформировался. Сегодня это вовсе не обязательно каменный мужик в стиле детального реализма, это может быть совершенно неожиданный изящный абстрактный выверт или гипертрофированные махины Церетели. Есть памятники, нежно любимые людьми и есть те, что не трогают душу — мимо них проходишь, не останавливаясь. Но какими бы они ни были, государство обычно берет эти объекты культуры под свою опеку, выделяя средства на уход и, если понадобится, реставрацию. В некоторых европейских странах даже специальность такая есть — смотритель памятников. У нас — нет. В республиканском бюджете на нынешний год было заложено 6 млрд тенге на науку, образование, медицину и культуру. Позже парламентарии, объединив «коня и трепетную лань», то есть культуру со спортом и туризмом, накинули на их развитие еще 1 млрд 743 млн тенге. Показательно традиционно пренебрежительное отношение к культуре, как к чему-то второстепенному.
Музеи наши при таком раскладе и пикнуть боятся. Фонд главного хранилища духовных ценностей страны, государственного музея искусств имени Кастеева — более 21 тысячи экспонатов — не пополнялся произведениями международного значения последние 5 лет. Впрочем, ученые-историки решили обратиться в правительство республики с предложением о принятии положения «О мерах сохранения культурного достояния Республики Казахстан». По их мнению, на культурном фронте впору объявлять чрезвычайное положение и бить тревогу: в музеях нашей страны ситуация близка к катастрофической, из-за банальных перебоев с теплом и электричеством серьезно нарушены условия хранения, к памятникам — и вовсе отношение халатное. Уникальные свидетельства истории могут быть утрачены навсегда. В музеях и библиотеках нет элементарных огне- и водоупорных контейнеров, необходимых на случай затоплений и пожаров, которые, как известно, в последнее время в стране участились (по данным АЧС, ежесуточно в Казахстане регистрируется порядка 60 пожаров). Техническое оснащение давным-давно устарело. Формулируя название своего сигнала о бедствии к власти, хранители древности как бы заведомо признают бесперспективность своего будущего: дай бог спасти хотя бы то, что накоплено за многие годы в экспозициях и запасниках, то, что живет своей таинственной жизнью под открытым небом. То есть культурное достояние, которым дорожит любая уважающая себя страна.
В послании президента РК народу Казахстана сохранение исторического наследия выделено как приоритетное. К будущему году должна быть разработана специальная программа «Культурное наследие», которая предполагает воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории.
На непреходящем интересе людей к памятникам во многом держится туристический бизнес, по доходности занимающий сегодня третье место в мире после нефтедобычи и автомобилестроения. Недавно Эйфелева башня с невероятной помпой отмечала появление юбилейного посетителя под номером со множеством нолей. Говорят, в этот день всех запускали наверх бесплатно и угощали всяческими разносолами. А всего-то, если разобраться, обыкновенная железная каланча, довольно низенькая по современным меркам. Но превратить инженерное сооружение в объект паломничества туристов со всего света — это надо уметь. Во всем мире исторические места — важная составляющая инфраструктуры международного туризма, за счет которого многие страны очень неплохо пополняют бюджет, а некоторые — так и вовсе существуют. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового продукта, до 30 процентов торговли услугами и порядка 7 процентов мировых капиталовложений. По прогнозам экспертов Всемирной туристической организации, у этой отрасли — отличные перспективы, туризм развивается, становится все более модным, вырастая в объеме примерно на 5 процентов в год. Туристы — народ контрастный: кто-то стремится увидеть небоскребы, кто-то — древние развалины, а кто-то — и то, и другое. Одни мечтают потрогать знаменитую Русалочку, другим жизнь не в жизнь без фотографии на фоне Лувра. Казахстан в увлекательной борьбе разных стран за человека, готового тратить денежки в поисках чего-нибудь интересного, конкурировать с мировыми монстрами туризма, увы, не способен.
О необходимости придания Казахстану имиджа популярной для туристов страны у нас говорится давно, время от времени и правительство многозначительно замечает, что надо бы, надо бы…Но задачу эту разговорами да постановлениями в одночасье не решить. Имидж — штука сложная, требует времени, умения, настойчивости и, конечно, денежных затрат. Нам необходима не только активная реклама привлекательных «наживок» для потенциальных любителей древних городищ и старинных зданий, но и гарантированное государственное финансовое обеспечение ее. Это издание каталогов, буклетов на высоком полиграфическом уровне, публикации в известных зарубежных журналах, создание заманчивых сайтов. Мир не скупится на такие вещи, поскольку практика туризма доказала многократную окупаемость и огромную силу обыкновенного рекламного буклетика, изданного грамотно, красиво и вовремя. Мы же на то, чтобы «себя показать», заложили в годовой бюджет около 200 тысяч тенге. Для системной информационной кампании сумма, мягко говоря, никакая. К примеру, Турция, мало отличающаяся историческими местами, тратит на рекламу страны от 50 до 100 млн долларов в год. Может быть, на помощь готовы прийти собственные меценаты? К сожалению, это движение среди состоятельных людей у нас вовсе отсутствует по простой причине: нет налоговых льгот на благотворительность. А такого бизнесмена, который совершенно бескорыстно тряхнул бы мошной ради поддержания музейного дела в отечестве, да так, чтоб на весь мир наше культурное достояние прославить, видно, не родила еще земля казахстанская. А иностранцы предпочитают вкладывать средства в экономику — с1993 года прямые инвестиции составили около 16 миллиардов тенге, причем 80 процентов пошли, естественно, в нефтегазовую и горнодобывающую отрасли. И это закономерно — о своей духовной сфере каждое государство обязано заботится самостоятельно. Вот и президент наш говорит: «Я считаю, что сейчас культура должна приобрести второе дыхание. Нельзя работникам культуры ходить с протянутой рукой». Но пока что зарплата данных работников остается одной из самых низких по стране.
У нас есть такие уникальные места как Отрар, Туркестан. По территории национального парка «Алтын-Эмель» пролегал когда-то Великий шелковый путь и здесь найдено более 200 археологических памятников, в том числе, самые древние захоронения периода третьего века до нашей эры, предметы каменного века, могильники, поселения и древнейшие наскальные рисунки. Туристы об этих сокровищах и знать не знают, хотя интерес к тому же шелковому пути в последнее время довольно велик. В основном, благодаря ЮНЕСКО, из лучших побуждений и бескорыстно обратившей внимание мирового сообщества на наши исторические памятники. Но…По данным Агентства по туризму и спорту РК, услугами турагентств воспользовались всего 2,5 тысячи из 1,5 миллиона иностранцев, посетивших Казахстан. Наверняка многие из них не отказались бы пройти весь Великий шелковый путь от начала до конца, но страны, по которым он пролегает — Узбекистан, Киргизия и наша — все не могут договориться, как поделить деньги, выделенные Всемирным банком реконструкции и развития, на восстановление древней трассы. А три года назад, во время проведения фестиваля «Шелковый путь-2000» у нас за неделю побывал около 3 тысяч туристов, оставивших в стране 4 млн долларов. И подобные суммы мы могли бы получать регулярно при условии вдохновенного и одновременно практичного отношения к своей богатой истории.
…На днях в Москве фанаты Аллы Пугачевой установили во дворе ее дома гипсовый памятник, который планируется позже отлить в бронзе. Прима заявила, впрочем, что ненавидит прижизненные бюсты и памятники. Я, признаться, тоже нахожу этот жанр противоестественным. Вот покинет великий человек сей грешный мир — тогда другое дело. Можно и вовсе не испытывать трепета при виде трехсотлетних всадников и позеленевших от старости драконов. Но, обругав, как водится, государство, не слишком пекущееся о них, хочу процитировать статью 3,7 Конституции, которая гласит: «Гражданин РК обязан заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, беречь памятники…» Мало кто из граждан знает об этом.