Расплачиваться будем деньгами или здоровьем? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+17 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Расплачиваться будем деньгами или здоровьем?

Расплачиваться будем деньгами или здоровьем?

Конфликт между Министерством здравоохранения РК и народными целителями закончился вничью. Но пострадавшая сторона спора все же присутствует - это больные.

  • 9 Апреля 2003
  • 1762
Фото - Caravan.kz

Когда прошлым летом народная медицина осталась без лицензий, Министерство здравоохранения хотело почистить ряды нетрадиционщиков. А в результате ряды остались рядами, а вот государственная казна в одночасье лишилась больших денег.
Целители, лишенные права врачевать, ушли в подполье и унесли с собой приличные денежки. Минздрав, посчитав убытки, оценив обстановку, решил все вернуть на круги своя, но с некоторой поправкой. Он предложил в течение полугода проходить аттестацию в Астане и получать лицензии там же. Только так, по мнению чиновников, можно гарантировать качество работы народных целителей. Целители же считают, что таким способом вряд ли можно поднять уровень нетрадиционной медицины, зато поднять доходы министерства очень даже реально.
И все-таки, если не сводить все только к деньгам, вспомнить про клятву Гиппократа и божий дар врачевания, то очень даже неплохо узнать те критерии, которые разработало для нетрадиционных врачей министерство. Предлагая шестимесячную стажировку, чиновники рассчитывали за это время вывести на чистую воду истинных и фиктивных целителей. Намерение хорошее. Для этого должны были быть разработаны критерии, по которым проверялись бы целители. Однако, как выяснилось, такие критерии давно действуют, и Министерство здравоохранения не привнесло в них ничего нового, ни единого пунктика!
Просто раньше эти проверки осуществлялись на местах — в двух крупнейших центрах Республики, уполномоченных тестировать целителей северного и южного региона страны. Теперь же министерство настаивало лишь на передаче полномочий. На каком основании?
Министерство, якобы под флагом борьбы с ведьмами, стало говорить о недоверии к врачебным комиссиям, которые всегда можно подкупить. И хотя у чиновников нет таких фактов, мысль о взятках вокруг аттестации присутствует всегда! Одно не понятно. С чего чиновники решили, что если они начнут заниматься аттестацией, то взятки будут искоренены, а среди целителей не останется ни одного примазавшегося?! Именно этот вопрос задавали целители чиновникам и отстаивали свои права на аттестацию «представителей народа» на местах.
Директор республиканского центра народной медицины Шакен Шынтаев говорит, в качестве аргументов «за» называет несколько серьезных причин. Первая: ни один целитель с периферии не сможет позволить себе приехать в Астану и прожить там полгода. Дорого, накладно. Кроме того, все это время врач должен лечить больных. Их достаточно не только в северной столице. Кроме того, в центрах, которые ранее занимались аттестацией, уже налажена система врачебного контроля. И вот теперь надо все начинать с нуля?
Самое интересное, что Министерство, встретив сопротивление со стороны целителей, долго не упиралось и согласилось с некоторыми аргументами. Но, право выдачи лицензий все-таки оставило за собой.
И вот теперь наш рынок нетрадиционного лечения выглядит приблизительно так. Двенадцать народных целителей, одними из первых подтвердивших свою квалификацию, уже получили от Министерства корочки и лицензии. Еще 79 врачей Алматинского центра в числе первых также получили удостоверения целителей. Остальные тысячи и тысячи должны пройти врачебную комиссию и аттестационную апробацию. Члены медкомиссий (а это, как правило, не менее 20 именитых врачей) говорят, что целители сначала проходят тестирование. Помимо сильного биополя, человек должен обладать аурой с определенной цветовой гаммой. Тестирование у психиатра — тоже обязательно, чуть ли не в первую очередь. В последнее время от народных целителей требуют и повышения медицинской грамотности, и, несмотря на то, что у многих из них не было и нет возможности учиться в медвузе, врачи-нетрадиционщики должны уметь изъясняться на врачебной «мове»: правильно ставить диагноз, читать на латыни, давать направления на анализы и уметь расшифровывать полученные результаты. Также претендент на народного целителя должны знать, какие болезни можно лечить биоэнергетическим методом, а какие запрещено и даже опасно. Кроме того, когда желающие лечить, приезжают в центр, далеко не все из них могут четко сказать, от каких недугов они могут избавить человека.
Кто-то лучше лечит почки, кто-то желудок, кто-то специализируется на сердечных проблемах, кто-то хорошо помогает при аллергических заболеваниях: но узнать узкую специализацию можно только опытным путем. И еще тут же в центре все целители проходят медицинский ликбез: изучают физиологию, патологию, анатомию. Занятия длятся 26 дней. На этих же курсах люди узнают, что целебная сила, как вода в колодце, может однажды иссякнуть, и тогда каждый должен знать явные и неявные проявления своей силы, дабы на момент исчезновения дара божьего не оказаться в числе врачующих — шарлатанов. Наказания таким личностям еще не придумано, но то, что они сильно портят общую репутацию, это точно. Поэтому на курсах повышения квалификации людям говорят о врачебном братстве, ответственности. Существуют некоторые проблемы и в определении научных названий тех методов, которые целители предлагают в качестве своих услуг. Так еще несколько лет назад в Алматы было два-три хилера, человека, которые лечили людей по методу филиппинских врачей, то есть делали бескровные операции. Но наша комиссия так и не смогла найти объяснение этому уникальному методу, поэтому хилеров официально запретили, а выход нашли в том, что людям предложили съездить на Филиппины, поучиться у тамошних целителей, получить хоть какие-нибудь свидетельства и только тогда претендовать на звание целителя в Казахстане. Виды врачевания остальных претендентов условно делят на бионергетическое воздействие, мануальную терапию, иглотерапию, гирудотерапию, магнитотерапию, аромотерапию, духовную терапию, многоуровневую терапию, лечение травами, рефлексотерапию.
Раз в три года люди должны подтверждать свои уникальные способности. И не просто размахивать руками или назначать пить настои трав, а уметь объяснить комиссии: что при этом происходит в организме, то есть научно-популярно защитить свою работу, а также уметь распознать причины неудавшегося лечения (всякое ведь бывает).
Кстати, среди самой распространенной причины неудовлетворительного лечения целители называют плохую исполнительность больных, нарушающих указания и распоряжения врачей, но если в больнице после назначения врача никто ни за что не отвечает, то в Центре народной медицины врач должен ответить за каждое свое действие или бездействие.
И последнее. В настоящее время целители Казахстана, которых по самым скромным подсчетам около десяти тысяч по стране, готовят бумаги, которые они должны выслать в Астану, в Министерство на утверждение. Как уже было сказано выше, чиновники оставили за собой право выдавать удостоверения и тем самым регистрировать и контролировать, если не качество, то хотя бы количество целителей. Правда, целители, кровно заинтересованные в наведении порядка вокруг этой темы, говорят, что это полная фикция. Разобраться в способностях по написанному на бумаге, довольно сложно, да и у каждого министерства есть негативный опыт, про который говорят, что бумага все стерпит. В самом деле, написать можно что угодно. А самое печальное, что если к чиновникам попадут поддельные бумаги и последние получат за это некое вознаграждение (я фантазирую), им выгодно будет не ставить об этом в известность центры на местах. В свою очередь если на подобную махинацию решаться центры, то министерство никогда не узнает правды. Вот так «справедливо и красиво» закончился торг за сверхдоходы.
Все довольны, кроме, пожалуй, тех, ради кого затевалась вся эта зачистка народных формирований, то есть — самих больных. Им не все равно у кого лечиться, но определить на глазок уровень помощи очень сложно, а подставлять неумехам собственные печень и желудок, да еще и за кровные деньги — не слишком ли дорого?