600 поправок к законодательству, а воз и ныне там - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
600 поправок к законодательству, а воз и ныне там

600 поправок к законодательству, а воз и ныне там

В начале этого года - 7 января вступили в силу изменения в Закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". В свое время пенсионная реформа вызвала широкий общественный резонанс.

  • 28 Января 2003
  • 1437
Фото - Caravan.kz

Сегодня пресса уделила значительно меньше времени принятым изменениям в пенсионное законодательство, если не сказать, что они прошли почти незамеченными.
69 статей Закона претерпели почти 600 поправок, ротации подверглись номера статей, изменения внесли новые положения, до сих пор отсутствовавшие в законодательстве. Была введена одна новая дефиниция в понятийный аппарат.
В настоящий момент в Казахстане насчитывается 1,718, 021 пенсионеров. По словам Айдара Алибаева, председателя Совета Ассоциации пенсионных фондов, с введением новых изменений в законодательство в статье 6 Закона, государство усиливает гарантии по обязательным пенсионным взносам, чего не было прежде.
Раньше государство предоставляло гарантии только лишь вкладчикам государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ), и эти гарантии не распространялись на частные пенсионные фонды. Теперь же вклады будут гарантироваться государством в независимых фондах. С одной стороны, это должно внести некое спокойствие для вкладчика пенсионных сбережений.
Получатся, что государство должно будет нести ответственность за фактически вложенные деньги с учетом инфляционной индексации.
Однако ответственность государства прекращается там, где начинается инвестиционный доход от сделанных вложений. Доход от пенсионных сбережений — это уже личное дело вкладчика и пенсионного фонда.
Нужно отметить, что в Законе еще четко не прописано как именно государство будет гарантировать сохранность вкладов, из каких фондов.
Следующее изменение касается возможности вкладчика добровольно застраховать свои вложения. Что это может дать им?
Если, к примеру, за всю трудовую жизнь у работника накопилась определенная сумма денег, грубо говоря, 1 млн. тенге или примерно 7 тысяч долларов. С точки зрения пенсионного обеспечения, это сумма не большая. В течение 2 лет эти деньги можно безвозвратно растратить. И более указанной суммы пенсионный фонд выплачивать не будет, впрочем, как и государство.
Может возникнуть вопрос, где взять деньги на оставшуюся жизнь? А где нужно будет искать ответ, неизвестно.
Новый Закон позволит вкладчику предоставить сумму своего вклада, в добровольном порядке, страховой компании. В этом случае, возможно, что страховая компания предоставит выплату пожизненной страховой ренты.
В данном случае, государство еще также не указало полностью механизм действия данного положения.
Исходя из этой информации, с учетом состояния здоровья, составляется таблица дожития вкладчика. Актуарий (специалист по страхованию) рассчитывает, сколько может прожить человек после выхода на пенсию по специально разработанной формуле, которая может дать предположительный ответ, сколько может прожить человек после выхода на пенсию. Так называемая таблица дожития будет верна, если пенсионеру не упадет кирпич на голову или он не отравится, питаясь в столовой.
Страховая компания может сама определять сумму ежемесячной выплаты пенсии вкладчику. Она может оказаться меньше той, которую ожидает получить вкладчик. Это примерная схема выстраивания отношений страховщика и вкладчика. Здесь может оказаться большое число условностей, говорить о которых займет много места и времени. Точные условия будут оговариваться уже в договоре.
Айдар Алибаев говорит, что подобный страховой вид услуги принят во всем мире, где есть накопительная пенсионная система. Он сказал, что, к примеру, в Чили, подобным правом перевести свои активы в страховые компании воспользовались примерно 70% состоявшихся пенсионеров.
Новое положение в Законе усиливает ответственность работодателя, если он начнет задерживать или приостановит пенсионные отчисления в фонды на счета своих работников. В этом случае налоговые органы имеют право приостановить или заморозить банковский счет предприятия, где работает сотрудник.
В последнее время получила распространение практика, когда предприятия не переводят пенсионные отчисления в фонды и распоряжаются ими на свое усмотрение. Фактически, это является воровством. Администрация предприятия залазит в карман к своим работникам.
Статья 22-4 новой редакции Закона, регламентирует ответственность за несвоевременное удержание и перечисление обязательных пенсионных взносов. Цитата: «своевременно не удержанные, не начисленные и не перечисленные агентом (предприятием-плательщиком — авт.) суммы обязательных пенсионных взносов, при условии фактической выплаты и получения вкладчиком дохода, взыскиваются налоговыми органами или подлежат перечислению агентами в пользу вкладчиков обязательных пенсионных взносов с начисленной пеней в размере 1,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком.
В случае не полного и несвоевременного перечисления обязательных пенсионных взносов, налоговые органы вправе взыскивать с банковских счетов агентов деньги, в пределах образовавшейся задолженности. При этом агент обязан предоставить в обслуживающий банк списки вкладчиков накопительных пенсионных фондов, в пользу которых взыскивается задолженность по выставленным налоговым органом инкассовым распоряжениям».
Кроме того, имеется еще одно очень важное дополнение: «По решению налоговых органов, в случае если агент не представил списки вкладчиков, в пользу которых взыскивается задолженность, а также при наличии этой задолженности по взносам, банки-организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны прекратить все расходные операции на банковских счетах агентов и исполнять указания, касающиеся перечисления пенсионных взносов». Конец цитаты.
В переводе с юридического языка на общечеловеческий это означает буквально следующее: если руководство предприятия обманывает своих сотрудников по части перечисления взносов в пенсионные фонды, фактически обворовывая их, что стало очень распространено в последнее время, налоговые органы обязаны дать распоряжение обслуживающему банку о фактической приостановке или заморозке счета предприятия не только на сумму задолженности, но и вообще всех денег.
После этого на работодателя налагается штраф, в размере ставки рефинансирования, которую устанавливает Нацбанк от суммы задолженности в пользу обманутого вкладчика вместе с процентами. Размер процента штрафа будет равен 1,5-кратной ставке рефинансирования за каждый день просрочки. Пока задолженность не будет погашена, счет предприятия не будет разморожен. В этом случае, как известно, предприятие не сможет вести никаких операций, что чревато многими известными последствиями.
Если работника обманывает его начальство, ему достаточно будет только сообщить в компетентные органы.
Данная санкция получила четкое очертание только в новой редакции Закона. Раньше данное положение тоже существовало, однако не имело конкретной привязки и воплощения. В результате, фискальные органы не исполняли это положение, потому что они занимались взиманием налогов в бюджет. Внебюджетные изъятия их интересовали в меньшей степени.
Теперь пенсионные фонды возлагают большую надежду, что компетентные органы заставят работать Закон.
Айдар Алибаев считает это прогрессивным шагом в законодательстве, защищающем интересы не только работника, но и вкладчика пенсионного фонда. Тем более, это стало весьма актуальным в наше время, и вот по каким причинам.
По данным министра труда и социальной защиты Гульжан Карагусовой, на сегодняшний момент, общая задолженность всех казахстанских предприятий перед своими вкладчиками по перечислениям в пенсионные фонды составляет 30 млрд. тенге (!)
Предприятия изъяли денег по 10% у каждого из работников из зарплаты, а в пенсионные фонды их не перечислили, распоряжаясь ими по своему усмотрению, скорее всего, пуская в оборот предприятия.
30 млрд. — это официальная цифра, но её можно смело умножать на 1,5-2.
С введением новых поправок в Закон, пенсионные фонды получают возможность самостоятельно управлять пенсионными активами. Раньше это делали т.н. компании по управлению пенсионными активами (КУПА). Пенсионные фонды аккумулировали вклады и затем передавали их этим самым КУПА. А те уже в свою очередь занимались инвестиционным управлением пенсионными активами — размещение в акциях, ценных бумагах и т.д. и т.п.
Право на управление данными активами остается за фондами. Возможно, что в некоторых пенсионных фондах и захотят самостоятельно заниматься управлением пенсионными активами.
В новом Законе есть несколько сомнительных и не совсем понятных моментов. Например, о том, что пенсионные отчисления взимаются с суммы, не превышающей 75-кратный размер минимальной заработной платы. Грубо говоря, это размер зарплаты эквивалентен 2000 у.е.
10% будет исчисляться от суммы в 75 минимальных зарплат. Суммы, которые остаются выше данного предела, облагаться 10% не будут. К примеру, сотрудник получает не 75 зарплат, а 80 или 90, тем не менее, пенсионные отчисления в пенсионный фонд будут рассчитываться от 75 зарплат, несмотря на то, что он получает большую зарплату. Остальные 5 и 15 зарплат остались не учтенными. Соответственно, сумма пенсионных активов в будущем будет меньше, чем она могла бы быть. И Закон ничего не говорит про это.
В прежнем Законе, 10% отчислений рассчитывалось от любой суммы, невзирая на её размер, будь то 75 или 175 зарплат.
За гранью понимания остается логика принятия данного положения. Также не понятно на основе каких экономических или фискальных расчетов родилась цифра 75 минимальных зарплат, а не 59, 101 или 248.
В Казахстане, число сотрудников, у которых зарплата превышает указанный порог, составляет примерно 1,5% от всего населения республики.
В новом Законе изменился размер комиссионного вознаграждения пенсионному фонду. Если раньше это был 1% от суммы взносов и 10% от инвестиционного дохода, то сегодня 0,05% от суммы пенсионных взносов и 15% от инвестиционного дохода.
Еще один вопрос вызывает статья 41 данного Закона, где сказано о консолидированном надзоре не только самого пенсионного фонда, но и его учредителях и аффилированных компаниях. Главный вопрос возникает в отношении понятия «на консолидированной основе». Дело в том, что в Законе нигде не указано, что означает понятие «на консолидированной основе».
По мнению Ирины Савостиной, председателя Ассоциации движений «Поколение», новые изменения, впрочем, как и прежнее законодательство, не учли расслоенности населения.
На сегодняшний день, общее число вкладчиков пенсионных фондов составляет около 5 млн. человек. Число трудоспособного населения республики составляет около 8 млн. человек. Как известно, в Казахстане большое количество граждан трудится на городских рынках, вокзалах, зарабатывает на хлеб при помощи шоп-туров и т.д. И многие из них выплачивают налоги.
Однако никто почему-то до сих пор не придумал, по какому принципу исчислять и изымать у них пенсионные взносы. Механизм изъятия налоговых выплат для них придумали, а как изъять пенсионные взносы, создать еще не смогли. И вряд ли эта проблема решится в ближайшее время, потому что такой механизм еще не проработан, а мировой опыт молчит по этому поводу.
Некоторые аналитики связывают это с общим хаосом и коррупцией в народном хозяйстве. Они говорят, что, к примеру, сегодняшних хозяев городских рынков не заставишь выплачивать взносы в пенсионную систему.
Если никто не может придумать, как взимать деньги у шоп-туристов, что можно сказать о «клиентах» пенитенциарной системы? А ведь это тоже будущие пенсионеры. И их пенсионное обеспечение тоже сегодня никак не выстраивается. После выхода на заслуженный отдых им останется лишь снова заниматься криминалом, чтобы обеспечить себя.
Возможно, не все те, кто сидит сегодня, и будет сидеть завтра, являются закоренелыми и убежденными преступниками, однако выхода пока не найдено.
Проблема массовой безработицы еще пока не решена в Казахстане. Если пенсионные фонды не могут взимать отчисления с потенциальных плательщиков, говорить о безработных вообще не приходится.