Торговля как основа объединения - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Торговля как основа объединения

Торговля как основа объединения

На недавних переговорах в рамках ЕЭП и ЕврАзЭС одной из главных интеграционных тем стала проблема либерализации торговли между странами-участницами объединений.

  • 24 Сентября 2004
  • 1078
Фото - Caravan.kz

Во вторник в Москве, на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств, были объявлено о ликвидации торговых барьеров во взаимной торговле.
Премьеры России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали график отмены изъятий из режима свободной торговли стран-членов ЕврАзЭС с другими государствами СНГ, и протокол о единых правилах лицензирования импорта и экспорта товаров.
Изъятия будут в течение некоторого времени последовательно отменяться и начнутся с водки, табачных изделий, сахара и спирта.
Новый торговый режим будет распространяться не только на участников ЕврАзЭС, но и, в частности, на Украину, поскольку с ней данные положения были урегулированы в двусторонних соглашениях. Это обстоятельство тем более важно, что решения, принятые на прошлой неделе о переходе на единые принципы взимания косвенных налогов, коснутся и стран ЕврАзЭС, не входящих в ЕЭП. Нововведения стали возможны благодаря последним экономическим инициативам России, ведущая роль которой вполне очевидно проявилась на встречах в Астане.
14-го числа Группа высокого уровня закончила обсуждение списка первостепенных документов, включающих 29 соглашений (из общего количества 86 проектов правовых документов по 7 сферам экономической деятельности и регулирования), рекомендованных ранее в качестве наиболее важных и затрагивающих широкий спектр вопросов экономического сотрудничества четырех государств.
На повестке дня заседания были вопросы об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через границы стран ЕЭП; о единых правилах определения страны происхождения товаров из третьих стран, применения тарифных квот, лицензирования импорта и экспорта товаров, условиях транзита; о порядке взимания вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, поставляемых в третьи страны; о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле; об упрощении порядка таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах.
Среди других соглашений перечня — соглашения о едином порядке транзита товаров из третьих стран (в третьи страны) через таможенные территории стран ЕЭП; о единых принципах предоставления сельскохозяйственных и промышленных субсидий на основе норм ВТО; о госзакупках и другие.
Хотя многие из них не были в достаточной степени обсуждены, ввиду разногласий сторон по поводу приоритетности проблем, однако необходимость поиска компромисса вынудила прийти к какому-то приемлемому варианту, впрочем, более выгодному украинцам.
По дипломатичному выражению министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, возглавлявшего российскую делегацию, «29 документов, предложенные первоочередными, это…попытка, не разрушая принципа системности, выделить такой набор связанных друг с другом документов и соглашений, которые захватывают и товарную часть, и спектр услуг, и движение капитала, и движение рабочей силы».
Тем не менее, этот «набор», в случае его подписания, закладывает, прежде всего, основы зоны свободной торговли, за которую так рьяно выступают украинские власти.
Указанный перечень документов был утвержден главами государств «четверки», встреча которых состоялась на следующий день после заседания группы. Согласно решению, принятому президентами, документы, «в основном завершающие создание зоны свободной торговли» должны быть подготовлены к 1 июля следующего года, а окончание подготовки правовой среды пространства ожидается к 2007 году.
К концу же текущего года ГВУ обязана доложить о «стадии готовности» других соглашений, а также разработать положения об упрощении перемещения физических лиц через границы между государствами-участниками. Кроме того, правительствам поручено рассмотреть «с целью координации и объединения научно-технического и производственного потенциалов», вопрос об учреждении ракетно-космической корпорации.
Таким образом, в Астане была фактически признана необходимость первоочередного формирования ЗСТ. В список срочных не попали проекты некоторых достаточно актуальных соглашений: президенты решили, что оставшиеся 4-5 документов, имеющих отношение, в том числе, к проблемам Таможенного союза, будут обсуждены в декабре и, возможно, подписаны после окончания юридического оформления зоны, ориентировочно в конце 2005 года.
На саммите, помимо казахстанских представителей, чаще других тему образования Таможенного союза, затрагивали белорусы, обычно рассматривающие ее в связи с проблемой вступления в ВТО. Очевидно, что в случае раздельного присоединения остальных участников «четверки» к организации, белорусский экспорт понесет значительный урон, тем более что изменение таможенных и тарифных правил в отношениях с Россией может иметь довольно печальные последствия и для импорта.
Неудивительно, что и на заседании ЕврАзЭС в Москве премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский не преминул подчеркнуть: «Мы поставили в качестве главной задачи — максимально выйти на создание единого таможенного союза, чтобы субъекты экономики работали в равных условиях».
Как бы то ни было, Владимиру Путину удалось убедить казахстанскую и белорусскую стороны уступить украинским коллегам: среди различных доводов российского президента было и обещание оказать поддержку при вступлении в ВТО и даже напоминание о состоянии дел в украинской внутренней политике. «На Украине сложная политическая ситуация, — поделился В. Путин, — Там выборы предстоят скоро. Да, президент Украины и кандидат от партии власти согласны с нами, но надо понимать: мы должны сформировать все так, чтобы не навредить в этом деле».
Но главным российским аргументом стал закон о внесении поправок в налоговый кодекс РФ, подписанный президентом в прошлом месяце, предусматривающий при экспорте и реализации энергоресурсов в страны СНГ налогообложение (НДС) по нулевой ставке.
Благодаря этой инициативе, в Астане был детально обсужден и одобрен вопрос о принятии единых принципов налогообложения на добавленную стоимость по стране назначения и без изъятий. В совместном заявлении главы «четверки» пояснили: «В целях придания уже сегодня ощутимого импульса развитию торгово-экономического сотрудничества, мы приняли решение, обеспечивающее с 1 января 2005 года переход к взиманию НДС взаимной торговли товарами по принципу страны назначения в полном объеме без изъятий, в том числе и на природный газ и нефть, включая стабильный газовый конденсат».
Как заметил по этому поводу российский президент: «Россия является крупнейшим поставщиком энергоресурсов на Украину и в Белоруссию, и на первом этапе мы понесем от изменения налоговых режимов финансовые потери. Мы к ним готовы. Готовы потому, что от реализации этой инициативы стратегически — в долгосрочном плане — выиграет экономика всех четырех стран, а значит, и все наши граждане».
Данная акция, как известно, обойдется России уже в следующем году в $800 млн. Изначально было объявлено, что эту сумму так называемых выпадающих доходов планируется компенсировать путем повышения тарифов на газ и другие энергоносители для внутренних потребителей. Однако, для того, чтобы у россиян не появился соблазн восполнить свои потери за счет увеличения цен на экспорт, в Астане, с подачи белорусов, было оговорено, что «переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не создает экономических предпосылок и не является основанием для повышения цен на экспортируемые товары».
Президентские дискуссии в казахстанской столице были значительно более ожесточенными, чем на последних переговорах в Ялте. Видимо, в определенной мере, потому что разговор объективно стал предметнее и конкретнее. С другой стороны, утверждение приоритетности курса на формирование зоны свободной торговли и принятие, в этой связи, единых принципов по косвенным налогам, не снимает многих вопросов даже в этой сфере.
Например, для Белоруссии указанные выше российские налоговые послабления не могут однозначно считаться долгожданным подарком. Хотя вопрос взимания косвенных налогов уже неоднократно обсуждался обеими странами ранее, но белорусы традиционно настаивали на получении от Москвы компенсации за прошлые годы, когда НДС взимался по принципу страны происхождения. Российское же руководство все это время на проблему положительно не реагировало.
Кроме того, учитывая союзную специфику взаимоотношений государств, трудно прогнозировать, насколько выгодно Белоруссии будет введение налогообложения по принципу страны назначения. А. Лукашенко, в частности, достаточно прямо сказал в Астане о своих опасениях по поводу возможности развития таких негативных тенденций, как «стремление производителей-монополистов взвинтить цены, пытаясь компенсировать свои потери из-за перехода на единые принципы взимания налога на добавленную стоимость», имея в виду, прежде всего, конечно, российских поставщиков энергоносителей.
После минского заседания ГВУ предполагалось, что на саммите в Астане будет несколько изменена навязываемая украинской делегацией приоритетность обсуждаемых проблем. И хотя этого не произошло, все же, по замечанию президента Н. Назарбаева, состоявшиеся в казахстанской столице переговоры показали намерения стран «четверки» интегрироваться, а их итоги «подтвердили имеющееся стремление к созданию такой организации, которая будет эффективно работать на благо всех наших стран».
В любом случае, осуществление желания взаимовыгодно объединяться, как показала практика, будет зависеть от политической воли и экономических «уступок» российского руководства, а также возможности остальных участников в такой обстановке продуктивно и конструктивно продвигать свои интересы.